Главная страница

поиск
 
события

Расписание

Участники конференции

Экспоненты выставки

секции

Содержание

- A -

- B -

- C -

- D -

- E -

- F -

- G -

- H -

- K -

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

ИТО-98/99/Секция B

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Смольникова И.А., Гл. специалист отдела информатизации Управления НИР Минобразования России, Президент Ассоциации учителей и преподавателей информатики, к.ф.-м.н., доц., чл-корр. Международной Академии информатизации и Академии информатизации образования (т. (095) 237-83-22, E-mail: [email protected])

I.Философский аспект

Национальная идея [0, c. 51-64]:

  1. При переходе от бедности постсоциалистическая Россия - терпимое корпоративное общество, стремящееся к высокому качеству жизни (материальные, социальные, интеллектуально-духовные блага), измеряемому по самым слабым членам.
  2. Стратегия достижения высокого уровня жизни - перечень приоритетных направлений инвестиций. К сожалению, ссудный процент опережает темпы развития производства, а непроизводственную сферу (образование, культура, вооружение) закабаляет и рушит.
  3. Поэтому первоначальные государственные инвестиции должны быть направлены на воспитание и оразование нового человека для устойчивого воспроизводства и развития экономики (восприятие, использование, создание новых технологий) и духовного потенциала общества.

Информационные технологии - см. [1, 1-2, 98, с.7-26]:

  1. Очередной взлет НТП в постиндустриальном обществе: переход от энергетических к информационным технологиям (ИТ) с особенностью нашего времени: частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне.
  2. Смена научных парадигм: 20 век - анализа, 21 - синтеза (реализация технологий только в сопровождении ИТ).
  3. Смена образовательных парадигм: 20 век - узких профессионалов, 21 - системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством ИТ) с учетом мыслей К.А.Гельвеция “знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов” и Л.Больцмана “нет ничего практичней хорошей теории”.
  4. Принципы программы действий для остановки разрушительных процессов в сфере образования:

    • приоритетность системы образования как условия процветания государства и элемента системы национальной безопасности [1, 1-2, 98, с.151-156],
    • солидарность общества в воспитании нового поколения граждан (национальная идея-“гражданское обучение” Жан Делор (ЮНЕСКО)),
    • разделение ответственности между государственными и общественными институтами за состояние сферы образования.

  1. Особенности решения первоочередной проблемы информатизации социальной сферы - информатизация образования:

    • соблюдение национальных интересов и традиций при внедрении достижений НТП,
    • эволюционное развитие методики с использованием преимуществ ИТ, свобода выбора,
    • непр ерывность образования на основе базовой компьютерной подготовки,
    • стандартизация содержания и сетификация аппаратно-программных средств для оптимизации развития бесструктурной информатизации “снизу”,
    • управление структурной реорганизацией “сверху” по принципу “кормчего”.

  1. Направления использования компьютеров, информатики и ИТ в образовании:

    • объект изучения начиная со школьного звена,
    • средство автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности [1, 1-2, 98, с.58-64] с учетом мысли М.Монтеня “Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный”…

  1. Элементы создаваемой информационной среды Российского образования:

    • ориентированная на каждый уровень и тип образования методология компьютерной поддержки учебного процесса,
    • базовая телекоммуникационная аппаратно-программная среда для массового доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам,
    • инструментальные компьютерные средства для эффективного индивидуального обучения, ММ-технологии [1, 1-2, 98, с.105-110],
    • информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний [1, 1-2, 98, с.118-125],
    • инфраструктура информатизации для оптимального функционирования и развития образования.

  1. Предостережения: хаккерство и инфомания среди молодежи [1, 1-2, 98, с. 21-22].
  2. Основные понятия и характеристики ИТ [2, с. 110 и 1, №3-4, 98]; более емкий термин ИКТ = Информационные и телекоммуникационные Компьютерные Технологии; состояние и приоритеты использования ИКТ в УП [2, с. 111-122] и ниже.
  3. II.Практико-ориентированные действия [1-9]
  4. В связи с объединением в конце 1996 года Министерство в 1997 году разрабатывало реформу образования, а отдел информатизации в соответствии с приказом от 9.7.97 №1472 до конца 1997 года - единую концепцию информатизации общего и профессионального образования России на основании концепции информатизации высшего, общего и педагогического образования с учетом региональных программ (например, Пермского региона, получившего одну из 7 Премий Президента РФ в области образования в 1997 году) [1, №3-4, 98]. Ответственный за подготовку концепции - директор ГосНИИ СИ Богатырь Б.Н., тел. (095) 237-66-84, e-mail: [email protected].

  5. История компьютеризации и информатизации общих средних учебных заведений (далее для простоты - школ).

Появляются новые преподаватели и администраторы образования, которые “изобретают велосипед”. Для того, чтобы им не терять время и средства и т.к. участники находятся на разных этапах информатизации, предлагаем справочный материал в историческом контексте. Не претендуя на абсолютную точность, отметим теденции крупными мазками (ср. с [ПИ, 1,98 c. 67-84]):

  • 1960-1984 г.г. - подготовительный этап компьютерной грамотности
  • 1985 г.г. - безмашинный (алгоритмический) этап ОИВТ
  • 1988 г.г. - машинный (инструментальный и программистский) этап ИВТ
  • 1992 г.г. - интеграционный (информационная культура) этап в масштабе школы
  • 1997 г.г. - телекоммуникационный (глобальное мышление) этап.

Каждый этап сдержит 4 стадии: НИР, эксперимент и разработка учебно-методического обеспечения, подготовка и переподготовка кадров, развертывание и поддержание технологической и информационной среды. Блестящую характеристику зарубежного пути дал Алан Кей, А.Борка [ИНФО 5, 90]. ИТ - катализатор изменений средств и способов деятельности, пересмотра методов и организационных форм обучения.

Напомним вехи, пройденные нашей страной:

1960 г. - первый выпуск школьников с квалификацией “программист” в ш. 444 г. Москвы [ИНФО 2, 95, с. 10].

1985 г.г. - подготовка учителей и введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения по учебнику А.П.Ершова (1+2 часа в неделю в двух старших классах).

1986 г.г. - выход периодического методического журнала “Информатика и образование” (ИНФО), индекс Роспечати – 70423, т. (095) 208-30-78.

1987 г.г. - массовый выпуск отечественных ПК “Электроника”: ДВК, БК, УКНЦ, а также АГАТ, Корвет и др. с возможностью программирования на Бейсике и отечественных интерпретаторах: Е-практикум (А.Г.Кушниренко), Рапира (Звенигородский Г.А.) и др.; сеть опорных ПТУ для создания компьютерных программ по профессиям с головным НМЦ ИРПО.

1988 г.г. - конкурс учебников по ОИВТ с компьютерной поддержкой инструментов информационных технологий (текстовый и графический редакторы (ТР и ГТ), электронные таблицы (ЭТ) и системы управления базами данных (СУБД)), а также обучающих и тестирующих программ, тренажеров по некоторым темам курса ИВТ, и программ - оболочек для их создания; первый Совет по защите кандидатских диссертаций по теории и методике преподавания информатики (сейчас уже работают докторские Советы по специальностям 13.00.01 и 13.00.02 в МПГУ, МГОПУ и РАО (Москва), РГПУ (Санкт-Петербург).

1989 г.г. – создание Всесоюзной ассоциации учителей информатики, преобразованной в 1992 г. в Российскую ассоциацию учителей и преподавателей информатики (АУПИнфо).

1990 г.г. – старт “Пилотного проекта” с фирмой IBM для школ (КУДИЦ, т. (095) 208-78-62) и детей-инвалидов (ИНВАЛТЕХ, теперь – ИнфоТех, т. (095) 388-61-88).

1991 г.г. - конкурс вузовского программного обеспечения учебного назначения (ПО УН) в Рос НИИ ИС (т. (095) 284-44-13, Web-сервер: www.riis.ru) [1, 1-2, 98, с.1-2, 98, с. 179-183].

1992 г.г. - дифференциация форм УО и содержания дисциплин; Министерский сборник тематических программ по курсу ИВТ; ИНТ(О) - проводник линии Macintosh (т. (095) 915-69-63).

1993 г.г. - базисный учебный план с тремя часовыми компонентами (федеральная, региональная, школьная) и вхождение информатики в образовательную область (ОО) “Математика. Информатика” (федеральный минимум 2 часа в неделю в 7-м классе); регистрация и сертификация ПО УН в РОСФОКОМП при ИНИНФО (см. п. 22 ниже) и [1, 1-2, 98, c.1-2, 98, с. 184-190]); сеть ТВ информ-образование [1, 1-2, 98, с.1-2, 98, с. 178-190] ИНИНФО -см. п.24 ниже.

1994 г.г. – журнал “Педагогическая информатика” (ПИ) (индекс Роспечати 72258) ИНИНФО (см.выше); новое приложение “Первое сентября” - газета “Информатика”, индекс Роспечати - 32291 (т. (095) 249-48-96, Web-сервер: www.glasnet.ru).

1995 г.г. - конкурс проектов стандарта по общеобразовательной информатике [ИНФО 2, 95 и 7,97, с. 9-11]); стандарт ВШ “Термины и определения” ОСТ 01.002-95 [1, 1-2, 98, с.4, 96, 9]; нормативные акты в 4-х приложениях (квалификационные требования, компоненты содержания, техническое, программное и методическое обеспечение КУВТ) коллегии Минобразования России от 22.02.95 № 4/1 [ИНФО 4, 95] и [3, с. 162]); экспертиза универсального компьютерного обеспечения (ИИО РАО, т. (095) 246-00-50).

1996 г.г. – принятие региональных стандартов школьной ИВТ и интеграция региональных программ информатизации всех звеньев образования с участием областных центров ИТ (ОЦИТ) образования (Пермь [ИНФО 2-5, 94] - Красноярск [ИНФО 5, 97] - Москва [ИНФО 1, 98]); II-й Международный конгресс Юнеско “Образование и информатика” с технологическим и телекоммуникационным уклоном в образовательных программах [спецвыпуск ИНФО 96]; новые санитарно-гигиенические нормы и правила работы за видеодисплейным терминалом (СанПин-96) [7 и г.Информатика,1,97].

1997 г.г. - интеграция ИТ в образовательный процесс (Приказ № 305 Московского комитета образования об оплате предметнику и информатику за бинарный урок в компьютерном классе [ИНФО 1, 98]) даже при федеральном секвестре часов на факультативы и кружки; список федеральных учебников по информатике (см. таблицу ниже); Web-сервер Минобразования России в ЦИ “Информика” (адрес и описание содержания см. п.25 ниже и [1, 1-2, 98, c.1-2, 98 с. 70-73]).

1998 г.г. – новый базисный план с контекстным включением информатики в ОО “Математика”(Методическое письмо №115/28 от 22.05.98 М.Р.Леонтьевой о преподавании курса информатики (к приказу №811/14-12 от 22.05.98) [ИНФО 5,98] и Приказ 322 от 9.2.98 [4 в] с рекомендацией по включению информатики в учебный план с часами из инвариантной части в 10-11 кл. и вариативной части в 7-9 кл.(и ранее – по рекомендации экспертного совета [ИНФО 6, 97]), а также в раздел “Информационные технологии” ОО “Технология” с часами из инвариантной части для профильного углубления (председатель экспертного совета по общеобразовательной информатике ректор МИПКРО Семенов А.Л.); Министерский сборник 16-ти тематических программ (10-для 10-11 класса, 6-для младшего и среднего звена) по школьной информатике [4а]. Приказ об экспертизе ПО (исполнитель – РМЦ, см. ниже).

Статистика компьютеризации школ неутешительная: в среднем по России только около 70% полных и 40% всех средних школ имеют компьютерный класс, причем компьютерный парк лишь на 25% IBM-совместим и 1% Macintosh, при этом мало измений к лучшему в дотационных регионах России по сравнению с 1995 г. [ИНФО 3, 97, с.75-79]. Несмотря на экономические трудности российские юноши побеждают на международных олимпиадах по информатике, в стране появляются оригинальные программные разработки и наблюдается рост массового использования компьютеров и телекоммуникационных сетей дома и на рабочих местах различных специалистов.

Ниже предлагается полезная информация по стандартам (12) и использованию информационных технологий в образовании (13-32), а также календарь мероприятий Минобразования и Ассоциации (33).

12. Обзор состояния стандартов по информатике (по уровням образования 1-4 ниже):

12.1. Общее среднее образование

Информатику на всех ступенях (начальное, основное и полное среднее) курирует гл. специалист Управления развития общего среднего образования Самовольнова Л.Е., т. (095) 924-75-45; победивший в конкурсе проект разработал авторский коллектив под руководством д.п.н. Кузнецова А.А. [ИНФО № 5 за 1996 г. и 1, 1-2,98, с.191-198] из лаб. информатики ИОСО РАО, т. (095) 246-16-59; проект содержания, список учебников по информатике из Федерального комплекта Минобразования России (см. ниже), а также некоторые учебники и ПО можно списать с Web – сервера Министерства (см. ниже п.25). Список 20 учебников с 1-го по 11-й класс с компьютерной поддержкой из Федерального комплекта, рекомендуемые Минобразованием РФ (ж. Вестник образования, 1, 1998, с. 41-2):

Авторы Название Класс Издательство1 Год
  Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах.4 тетради 1, 1-2 Баллас ЛТД 1997
  Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах.4 тетради 2, 3 Баллас ЛТД 1997
  Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах.4 тетради 3, 4 Баллас ЛТД 1998
  Зарецкий Д.В. и др. Информационная культура.Учебник- тетр 1 Дрофа 1997
  Первин Ю.А. Информационная культура.Учебник 2 Дрофа 1997
  Первин Ю.А. Информационная культура.Учебник 3-4 Дрофа 1998
  Первин Ю.А. Информационная культура.Учебник 5 Дрофа 1996,7
  Первин Ю.А., Никитин А.Н. Информационная культура.Учебник 6 Дрофа 1997
  Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.Учебник 9-10 Дрофа 1996,7
  Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.Учебник 11 Дрофа 1997
  Кушниренко А.Г. и др. Информатика 7-9 Дрофа 1998
  Гейн А.Г. и др. Информатика 7-9 Дрофа 1998
  Апатова Н.В.Кузнецов А.А. Информатика 7-9 Дрофа 1998
  Гейн А.Г. и др. Информатика 8-9 Просвещение 1996
  Гейн А.Г. и др. Основы информатики и выч-ной техники 10-11 Просвещение 1996,7
  Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и выч-ной техники 10-11 Просвещение 1996,7
  Ляхович В.Ф. Информатика 10-11 Просвещение 1997
Для углубленного изучения:
  Семенов А.Л. и др. Алгоритмика 5-6 Дрофа 1996,7
  Сенокосов А.И. и др. Информатика 8-9 Просвещение 1995
  Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии   АБФ 1996

1)Издательства, обладающие авторскими правами и гигиеническим сертификатом на указанную литературу (Минобразования России: Письмо от 16 декабря 1997 г. № 06-51-85ин/27-06 и Приказ от 22 октября 1997 г. 06-51-62ин/27-06 с разъяснением от 30 октября 1997 г, № 2184).

Позиции авторов учебников изложены в [г. Информатика, 16, 98], а обсуждение на круглом столе с конференции в Троицке 1 июля 1998 г. будут продолжены на ИТО-98. Проведена экспертиза поданных на конкурс [УГ №32,1997] задачников. Результаты Российской олимпиады опубликованы в [г. Информатика, 19 мая 1998 г.]. Госдума РФ отложила утверждение общеобразовательных стандартов до 2000 года, справки у председателя комитета по образованию и науке Мельникова И.И., т. (095) 292-91-42.

12.2. Начальное профессиональное образование

Разработано два стандарта по профессиям “Оператор ЭВМ” и “Оператор ЭВМ. Программист”, по первой вышел учебник авторского коллектива п/р зав. лаб. НИТ ИРПО к.п.н. Киселева С.В., т. (095) 152-73-31, Web - сервер: www.irpo.msk.ru.

12.3. Среднее профессиональное образование

Единый предмет “Математика и информатика”: на 1-м году обучения “Информатика”, на 2-м году обучения “Информационные технологии” далее - прикладные пакеты по специальности; программы разработаны Ассоциацией “Специалист”, Антонов В.Н. - т. (095) 235-78-05, Палтиевич Р.Л. - т. (095) 261-44-64. В Москве в методическом кабинете профобразования можно познакомиться с опытом, Демкина Н.Л. - т. (095) 921-34-09.

12.4. Высшее профессиональное образование (ВПО)

1) Госстандарт ВПО в виде перечней обязательных дисциплин по каждому направлению бакалавриата, предложенный Госкомвузом России, утвержден В.С.Черномырдиным в 1994 году.

2) Направления курируют начальники Управлений Минобразования России:

  • техническое - образовательных программ и стандартов - Шестаков Г.К., т. (095) 923-32-09,
  • гуманитарное - гуманитарного образования и развития личности - Сериков В.В., т. (095) 237-90-62.

Минобразование России утвердило список учебно-методических объединений (УМО) с ведущими ВУЗами и председателями по специальности и специализации. Список по ВТ, информатике и ИТ:

  1. УМО №66 по новейшей специальности 220700 “Обеспечение информационной безопасности” - Институт криптографии, связи и информации Погорелов Б.А., т. (095) 931-05-27.
  2. УМО по новой специальности 071900 “Информационные системы”:

  • по техническим областям - №24: МГТУ Коршунов С.В., т. (095)263-62-65 и СПб ТУ Козлов В.Н., т. (8-812) 552-60-78;
  • по экономике - №38: МЭСИ Рубин Ю.Б., т. (095) 442-82-51;
  • по гуманитарным областям - №18: РГГУ Григорьев В.И., т. (095)250-65-10;

  1. УМО по педагогике :

    • по специальностям: председатель - покойный зав.каф. МПГУ д.п.н. Кузнецов Э.И. [1, 1-2, 98, с.157-172], т. (095) 264-25-56, e-m: [email protected], сопредседатель - проректор Омского ПУ д.п.н. Лапчик М.П., (3812) 23-16-00, e-m: [email protected];
    • по дополн. специализациям - ректор РГПУ Бордовский Г.А., т. (8-812) 311-92-95; доп.специальность “Информатика” для учителя начальных классов - в Красноярском ГПУ-зав.каф. Пак Н.И., т. (3912) 44-54-43/86-26, e-m: [email protected].

  1. УМО по информатике для военных специальностей [1, 1-2, 98, с.1-2,98, с.80-88].

Общее направление 552800 “Информатика и ВТ” имеет магистратуру [4б].

По Приказу №500 от 24.2.98 “Об утверждении Порядка приема в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ” Минобразования России информатику предложено с 1999 г. исключить из вступительных экзаменов в ВУЗы (фактически только на 1999 г.). Против этого Первому зам. Министра Жураковскому В.М. (т. (095) 237-58-34) высказываются профильные факультеты ВУЗов, в частности, ВМиК МГУ и сопредседатели НМС педагогического УМО.

Положение по использованию ИТ в образовании России (п.13-33)

13. Лицензирование, аккредитация и нострификация допрофессиональных (т. (095) 925-48-90) и профессиональных (т. (095) 923-97-38) учреждений образования (УО), регистрация учреждений дополнительного образования взрослых (т. (095) 237-35-74), пример сертификации учебного центра - см. Приказ Минобразования России № 2677 от 26.12.97.

14. Обобщенная классификация имеющегося в школах компьютерного и коммуникационного обеспечения и рекомендации по его минимальному совершенствованию:

Cостояние Развитие Источник
нет ЭВМ 1 ПК с CD для предметов [ ИНФО 3, 97,с.79]
класс отечественных ПК

(УКНЦ, Корвет)
сервер Pentium и локальная сеть для рабочих станций Линтех [ИНФО 7-8, 97, 122],

т. 361-95-92, e-m: [email protected]
класс IBM<386 -”- Альтервест, т.(095) 234-34-72
современные дружественные с ОС типа Windows и CD периферийное оборудование для медиатеки, издательства Медиатека [Ястребцева?];ММ-курс в ЦДЖ т.(095)291-29-03; ММ-центр, т.(095)917-54-34
-‘- + телекоммуникации высокоскоростной доступ для Internet-класса Телевайз, т.971-34-85; 33 университета РФ

См. п. 21.

15. Краткие сведения по монтажу, ремонту, технике безопасности (ТБ), гимнастике в класса учебной вычислительной техники (КУВТ):

Аттестация кадров по ТБ -1 раз в 3 года, ежегодно - допуск к эксплуатации (КУВТ) на основе акта при приемке учебного заведения уполномоченными пожарной охраны и СЭС (Приказ № 92 от 27.02.95 МО РФ "О службе охраны труда...").

Электротехнические работы проводятся только специалистом, имеющим соответствующий допуск. Ответственность и штрафы налагаются на руководителя учреждения.

Желательна внутренняя проводка, а внешняя убирается в трубы и крепится к стене, розетки ставятся на асбестовую прокладку; соединения проводов должны быть спаяны или соединены специальными зажимами; переносные приборы должны иметь резиновую (стойкую и гибкую) оболочку на проводах с медными жилами, перед уходом все приборы должны быть обесточены (Правила пожарной безопасности для учреждений образования ГК СССР по НО, ППБ 101-89).

В КИВТ должны быть телефон и закрепленные у двери на доступной высоте не менее 2-х годных (углекислотных) огнетушителя, хотя бы одна съемная решетка на окнах, фонарь; известны списки присутствующих учеников и план эвакуации.

Аптечка должна содержать годные медикаменты: нашатырный спирт (при обмороке), антисептики, бинты и жгут (при кровотечении), сердечные (например, капли Вотчала - 4 капли на кусок сахара и под язык), болеутоляющие и желудочные давать только при ясном диагнозе. При электрошоке - уложить пострадавшего на деревянную поверхность или землю, делать искусственное дыхание. В любом опасном случае - вызвать скорую помощь. Для отдыха глаз, шеи, спины и рук - профилактическая гимнастика, режим, правильная поза, специальная мебель (с подставками для ног) [7]. Назначение, состав, характеристики, нормы использования оборудования и ПО - в [ИНФО, 4, 95, приложение 3 и 4].

16. Тарификация и аттестация преподавателей и вспомогательного состава.

Федеральные нормативные документы:

  1. Приказ № 256 от 17.06.93 МО РФ "Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" и Приказ 463/1268 от 31.08.95 МО РФ.
  2. Методическое письмо № 10/32-Т от 12.01.93 МО РФ об ЕТС и тарифно-квалификационные характеристики из постановления Министерства труда РФ № 30 от 10.11.92.
  3. 1. Методическое письмо № 67-М от 09.04.93 МО РФ "О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования", 2. Постановление Правительстваз № 600 от 18.6.98 МО РФ об увеличении часов ставки, ограничении совместительства 1.5 ставками и о снятии надбавок за деканство, заведование лабораторией и кабинетом, за проверку тетрадей (в УО Москвского подчинения - снятия не будет).
  4. Методическое письмо № 112-М от 23.06.93 МО РФ "Об организации обучения информатике, аттестации учителей и оплате их труда" - ж. ИНФО № 3 за 1993 и № 1 за 1994 год.

16.1. Квалификационные требования и критерии оценки профессиональных достижений претендента.

Основные критерии оценки уровня предметной квалификации [d]:

16.1.1. Обязательные знания и умения учителей информатики:

- знание принципов функционирования основных устройств компьютера;

- умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;

- знание языков программирования;

- знание операционной системы;

- знание программ по информатике и различных учебников;

- умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники (ВТ);

- умение разработать собственную программу преподавания информатики.

С 7 по 11 разряды присваиваются в соответствии с педагогическим стажем. При этом (но не при выходе на пенсию по выслуге лет) в стаж педагогической работы включается время работы по специальности, соответствующей информатике, ВТ и программированию согласно подпункту "е" п.5 приложения 6 к Приказу № 579 от 20.08.90 Гособразования СССР “Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда…”, утвержденной письмом Минобразования РФ № 1051/13 от 26.10.90.

16.1.2. Дополнительные требования к 3-м высшим категориям для учителей информатики, выполнение которых оценивается экспертами аттестационной комиссии (специалистами из ИПК или учебно-методических кабинетов [d]):

  • II категория (12 разряд): учителя должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения; их стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее года.
  • I категория (13 разряд): учителя должны отвечать требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а их собственная оригинальная методика должна быть рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; их стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2-х лет.
  • Высшая категория (14 разряд): учителя должны отвечать требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационным категориям, они должны иметь собственные методические разработки (пособия, программы и т.п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4-х лет.При наличии ученой степени или звания оплата учителю производится по 15 разряду.
  • Методисты могут занимать 9 -14 разряды.
  • Преподаватели ВУЗов могут занимать: 14 разряд при наличии ученого звания "доцент" или научной степени "кандидат наук", 15 разряд - при наличии обоих, 16 разряд - при наличии ученого звания "профессор" или научной степени "доктор наук", 17 разряд при наличии обоих.
  • Квалификационные требования работников центров информатизации образования даны в [ИНФО, 4, 95, приложение 1]. Необходим не только методист-программист, но и методист по информационным системам. Разряд руководителя определяется статусом учреждения и контингентом (высший - 18 разряд у ректора ВУЗа). О заместителях руководителя учреждения и инженера по информационным технологиям (ИТ)-см. п. 1.5 ниже.

Однако каждая занимаемая должность аттестуется отдельно.

Нужно учесть, что расширение обязанностей учителя информатики (п. 1.3 - 1.5 ниже), как и вредность работы за дисплеями ЭВМ (см. п.1.164 "Работа за дисплеями ЭВМ" приложения 2 к Приказу № 579 от 20.08.90 Гособразования СССР "Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР" и письмо № 1051/13 от 26.10.90 МО РФ из расчета: (доля рабочего времени за дисплеем) х (оклад (ставка) х 12 %) оплачивается дополнительно [г. "Информатика" № 1(2) за 1995 год.]

16.1.3. Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники (не менее 10 % ставки - было до [c2]), к которым относятся (ср. с п.1.5):

  • ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе во время занятий; (из-за не подписания договора о материальной ответственности не могут уволить, материальную ответственность несет зам. директора по ПР, ТСО или АХД);
  • журнал вводного (в начале обучения) и периодического (в начале четверти) инструктажа, журнал работы на каждом ПК с указанием фамилии, имени, времени начала и окончания работы;
  • осуществление профилактического обслуживания компьютеров (обработка пылесосом и протирка контактов спиртом 2 раза в год, расчет норм расхода этилового спирта: монитор -75 г, клавиатура - 100 г, остальное - 500 г - на основании сборника норм и нормативов № 4-03-001 аналогично комплекту эксплуатационных документов ЩЦМ3.852024ЭД для ДВК-2 КУВТ-86) и проверка технического состояния путем тестирования;
  • регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;
  • - устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки и перекоммутации отдельных блоков;
  • - осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о техническом обслуживании (с фиксацией в журнале);
  • - выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах;
  • - изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, введение базы данных по программному обеспечению (ПО);
  • - организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование);
  • - ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами;
  • - планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса (по [ИНФО 4, 95, приложение 3-4] перспективный и годовой план утверждается руководителем учреждения с учетом срока списания КВТ - 5 лет, прибретением новой ВТ не ниже IBM 486 с цветными мониторами и винчестером для ученика (от 5 до 30 штук) и не ниже IBM Pentium со звуковой картой, колонками и CD-ROM -дисководом, модемом(протокол >V32 bis, скорость до 32600 бод), ежегодным расходом > 50 дискет, > 5 лент для принтера, > 1200 листов бумаги для принтера);
  • планирование загрузки дисплейного класса;
  • осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм в дисплейном классе.

16.1.4. В учреждениях, где объем работы по эксплуатационному и информационному обслуживанию значительно превышает обязанности п. 1.3, могут быть введены (вместо доплаты за работающие компьютеры пи переходе на ЕТС) в зависимости от числа компьютерных классов, количества занимающихся в них, уровнем подготовки обучаемых и т.п. должности лаборанта (4-5-й разряды), техника (4-8-й, а при работе с электронным оборудованием 7-8-й разряды) или инженера (6-11-й разряды, с высшим техническим образованием: стаж не менее 3-х лет - 7-8 разряды = II категория, стаж не менее 3-х лет по II категории - 8-9 разряды = I категория, стаж не менее 2- 3-х лет по I категории-10-11разряды=ведущий инженер)-постановление Министерства труда РФ № 66 от 31.12.92. При наличии вакансий и возложении этих обязанностей на учителя информатики последнему может устанавливаться доплата в порядке и на условиях совмещения должностей (до 1.5 ставок по [c2]) по разряду, соответствующему их образованию и стажу. Обязанности уточнены в [ИНФО 4, 95, приложение 4]. Опыт оплаты – см. [9].

16.1.5. В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий (это может быть нововведенная должность - заместитель по ИТ, как в продвинутых учебных заведениях, при этом оклад заместителя - на 15 % меньше директорского, а проведение учебных занятий оплачивается дополнительно по часам соответственно разряду учителя), к которым относятся:

  • планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;
  • организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
  • оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно - методических материалов с использованием инструментальных программных средств;
  • организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов и т. п.;
  • планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и делопроизводстве;
  • обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
  • планирование закупки нового оборудования и программно методических комплексов (для медиатеки в том числе).

16.2. Возможности представления претендентом своего опыта.

Значительное время и усилия претендента уходят на сбор и оформление своего опыта, но поскольку нет единых требований к форме, виду и объему методических разработок, то часть из представленного не получает ожидаемой оценки, а кое-что остается не предъявленным. Во избежание этого разработана структура документов для экспертного заключения, в соответствии с которой претендент вырабатывает алгоритм оформления материалов, сбора справок и рецензий на них [8]. Перечислим основные позиции, характеризующие профессиональные достижения:

16.2.1. Кадровые параметры (название-год):

  • ВУЗ, специальность, переподготовка, повышение квалификации;
  • стаж (лет):общий, чистые инженерный и педагогический, в должности;
  • недельная нагрузка по предмету (час);
  • другие должности, разряд;
  • аспирантура, соискательство, степень, звание;
  • (научные, методические, организационные) мероприятия, публикации;
  • благодарности, награды.

16.2.2. Преподаваемый предмет и использование ИТ в образовательном процессе (ОП):

  • типы ЭВМ и год их освоения;
  • характеристики используемых в ОП комплектов ВТ и ТСО;
  • основные используемые пакеты программного обеспечения (ПО);
  • программы, разработанные Вами;
  • программы, разработанные учащимися под Вашим руководством;
  • внедрение ИТ в ОП и управление им;
  • обучение сослуживцев, совместные мероприятия.

16.2.3. Методическая квалификация:

  • авторские программы (специфика- основные понятия - класс - годовая нагрузка-согласование);
  • глубина и разносторонность, гибкость и доступность предъявления;
  • дидактические материалы (тема -количество - тип -носитель-объем);
  • освоенные методы (тип, их доля в общем объеме, процент индивидуализации, общеучебных и коммуникативных умений, самостоятельности, творчества).
  • методические разработки (тема МР - тип - носитель - объем - место нахождения - рецензия);
  • участие в научно-методической и опытно - экспериментальной работе школы, округа, города (района), края, республики.

16.2.4. Результативность преподавания за последние 3 года:

  • текущий срез (класс - тема - количество испытуемых - % "5","4","3"),
  • результаты выпускных экзаменов по информатике: специфика класса,
  • участие воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах (год-место), динамика уровня обученности учащихся за последние 3 года (в разных классах),
  • выбор профессии, связанной с ИВТ, и поступление в ВУЗы (класс - специфика -общее количество, количество связавших свою профессию с ИВТ и их достижения) за последние 3 года;

16.2.5. Педагогические качества:

  • отношение к предмету и профессиональной деятельности;
  • умение планировать работу и оценивать формируемые ЗУНы;
  • стремление добиваться поставленных целей, поиск и освоение нового в решении педагогических задач, инициативность, ответственность.

16.2.6. Коммуникативные показатели:

  • информационная (в т. ч. речевая) культура, способности;
  • цели, стиль, разнообразие типов взаимодействия, эмоциональность;
  • потребность в общении, тактичность, открытость, сотрудничество;
  • знание психологии, изучение индивидуальных особенностей обучаемых, умение создать доброжелательную и деловую атмосферу, поддерживать активность и добиваться успешности учебы каждого.

16.2.7. Рекомендации педагогу и администрации.

  1. Возможности ИТК: интерактивность, мультимедийность (ММ), большой объем и гипертекстовость материала, телекоммуникации. Преимущества использования ИТ в образовательном процессе (ОП): повышается качество за счет усиления мотивационно-ориентировочного, операционального, контрольно-оценочного аспекты обучения, объемности, неуниформности, разномодальности познания – см. диссертации, периодику, сб. конференций. Для начала – ст. Александрова Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения. – [ИНФО № 5 за 1994 г., с.7-19].
  2. Использование компьютеров в школе: 65%-информатика только в старших классах (профориентация с умениями (по убыванию: компьютер, информационные технологии, алгоритмизация, анализ информации и формализация задач); 50%-не только на информатике, но и в других предметах (по убыванию: тесты, тренажеры, обучение, игры, оформление рефератов, моделирование, справочные системы, телекоммуникации, комплексно – в образовательных проектах); 70%-автоматизация административной деятельности (по убыванию: ИТ в канцелярии и бухгалтерии, для контроля и расписания, управление с БД учащихся); растет использование ИТК для методической самоподготовки и повышения квалификации.
  3. Примеры (см. материалы конференций): углубленное изучение в лицеях ЛИТ и 1511, широкое использование в ш.1126 г. Москвы, гимназии 15 г. Химки, медиатека в 1512 г. Москвы,. административное - Белохолуницкая ш. Кировской области – см. сб. конференций (список мероприятий ниже).
  4. ТК проекты: ш.2 и летняя в 470, Жак Ив Кусто [ИНФО, 1, 98, с.5] (Спб), ОРТ, 57 [ИНФО, 1, 98, с.32], английская гимназия, 65, шк “Познание” (г.Москва), школы Новосибирска, Воронежа, Самары, Ярославля, Переславля Залесского, Троицка и др.. Российские и международные конференции для учащихся: научная – Intel, досуговая - ВВЦ (см. список мероприятий ниже).

  5. Конгресс ЮНЕСКО “Информатика и образование” в Москве в 1996 году обратился к ISO с просьбой совместно с педагогической общественностью разработать стандарт и тезаурус по использованию ИТ в образовании. На 1998 год Гос НИИ СИ (см. выше) запланировал развитие стандартов ВШ по ИКТ в О в сторону Международного согласования.
  6. Нормативные акты по оснащению и использованию КУВТ - СанПин-96 [7] - см.выше 15. Методические рекомендации для учреждений образования - Приложения Коллегии Минобразования России от 22.2.94 -.[ИНФО, 4, 95] и [3, 162] - см.выше 16.1. Покупка компьютеров для образования со скидками - фонд “Образование через информатизацию” (т. (095) 966-60-65, т. (095) 202-74-26, e-m: [email protected]) и “К-СИСТЕМЗ” (ф. (095) 742-63-05).
  7. Проводится экспертиза универсального компьютерного (зам. директора ИИО РАО д.п.н. Роберт И.В. - т. (095) 246-00-50) обеспечения. Сертификация ПО учебного назначения: по общему и педагогическому образованию [1, 1-2, 98, с.178-190] - зав. РОСФОКОМП ИНИНФО Галкина А.И. (т. (095) 924-61-97), по профессиональному образованию - директор РосНИИ ИС Кривошеев А.О. (тел. (095) 284-44-13, Web-сервер: www.riis.ru), по универсальному профессиональному - зав. тестовой лабораторией Позднеев Б.М. (т. (095) 973-39-52, e-m: [email protected]). Следует переходить на гипермедиа технологии, например, HM-card и Hyper-G, но есть и недорогие отечественные, например, CYBER BOOK. Компьютерные программы учебного назначения должны предусматривать работу в сети. CD-ROM учебного назначения разрабатывают в РЦМТО - директор Осин А.В. (см. в таблице) и инициативные разработчики. Из более 2000 зарегистрированных ПО УН за 2 года сертификат Минобразования получили только 28 - см. ж. Компьютерные учебные программы (индекс 72259).
  8. Направления научно-технической деятельности на 1998 год регламентированы приказом № 2227 от 3.11.97. Межвузовские НТП и сопредседатели Координационных советов при Минобразовании РФ определены указанием № 747-19 от 22.12.97 (в т.ч., по направлению №9 “ИТ и электроника” [1, 1-2, 98, с.7-10]) в таблице:
№напр-я

Шифр
Наименование на срок 1998-2000 г.г. действия МНТ-программ Головная организация, научный руководитель и куратор от Мин-ства, телефоны
1.

О.Т.400
Науч.-методическое обеспечение развития системы образования Дирекция программы, Шестаков Геннадий Константинович, т. 923-32-09
1.

Л.Т.490
Науч.-метод-е проблемы содержания образования (дошкольного, общего среднего, нач. профессионального) Управление общего среднего образования, Леонтьева Маргарита Романовна, 923-36-19
Б.Т.484 Науч.-метод-е обеспечение бухгалтерского учета в учреждениях образования и науки Гос. науч.-метод-й центр бух.учета и аудита, Кокодеев Сергей Николаевич, 237-58-74
1.

Д.Т.680
Науч.-метод-е и информационное обеспечение дополнительного профессионального образования Гос. академия инноваций, Кондратьев Сергей Викторович, 112-73-34; Безлепкин Валерий Васильевич, 237-35-74
2.

С.Т.103
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала ВШ России Управление научно - исследовательских работ, Суровов Михаил Витальевич, 237-71-65
2.

С.Т.111
Язык, культура и общество: комплексные исследования по социальной антропологии Рос. гос. гуманитарный университет, Афанасьев Юрий Николаевич, 250-62-11; Правкина Ирина Анатольевна, 237-92-82
2.

П.Т.112
Развитие исследований в области исторических и философских наук Мос. педагогический гос. университет, Матросов Виктор Леонидович, 246-60-11; Леонтьева Людмила Николаевна, 237-91-83
3.

Н.Р.200
Вузовская наука - регионам Тверской гос. университет (“Иноцентр”), Лурье Ефим Александрович, (0822) 33-83-42; Соколовский Никита Ильич, 237-52-93
3.

Н.Р.201
Региональная политика РФ в области высшего и среднего образования НИИ регионологии при Мордовском гос. университете, Сухарев Александр Иванович, (8342)17-16-31; Соколовский Никита Ильич, 237-52-93
4.

П.Т.457
Научно-методические проблемы педагогики и общего образования Мос. педагогический гос. университет, Киселев Александр Федотович, 246-60-16; Рос. гос. педагогический университет, Бордовский Геннадий Алексеевич, (812) 311-60-88; Паплаускас Галина Яковлевна, 237-99-21
5.

М.Т.303
Пропаганда достижений в сфере науч. исследований, общего и проф. образования Гос. агенство междунар. сотрудничества в науке и образовании, Стриханов Михаил Николаевич, 237-98-41; Трубицына Алла Павловна, 237-71-05
6.

Ф.И.701
Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы Центр содействия развитию НТ предпринимательства в ВШ, Харин Александр Александрович, 208-02-40; Пташкин Сергей Аркадьевич, 237-85-91
6.

Н.И.706
Технопарки и инновации Мос.гос. институт электронной техники, Вернер Виталий Дмитриевич, 531-27-36; Юдин Вадим Николаевич, 237-52-93
8.

Ф.Т.480
Информационно-аналитическое и экспертное сопровождение науч. исследований ВШ (“Вузэкспертнаука”) Респ. исследоват-й научно-консультационный центр экспертизы, Белоусов Владимир Леонидович, 200-37-76; Недошивина Раиса Михайловна, 237-86-13
8.

Ф.Т.482
Разработка научных основ кадрового обеспечения инженерного образования в современных условиях Мос. гос. автомобильно-дорожный институт (ТУ), Приходько Вячеслав Михайлович, 155-08-29; Недошивина Раиса Михайловна, 237-86-13
8.

Ф.Т.602
Экономическое образование в рыночной экономике Высшая школа экономики, Кузьминов Ярослав Иванович, 956-13-96; Недошивина Раиса Михайловна, 237-86-13
8.

И.Т.603
Разработка научных основ создания геоинформационной системы Центр информатизации Минобразования России, Иванников Александр Дмитриевич, 232-20-90; Куракин Дмитрий Владимирович, 237-58-04
9.

Н.Т.414
Методы и технические средства обеспечения безопасности информации Мос.гос.инженерно-физический институт (ТУ), Малюк Анатолий Александрович, 324-97-35; Лапин Евгений Иванович, 237-74-84
9.

П.Т.476
Микроэлектронные технологии электронной техники (“Электроника”) Мос.гос.институт электронной техники (ТУ), Чаплыгин Юрий Александрович, 531-22-79; Тынянкин Петр Михайлович, 237-91-83
9.

И.Т.614
Многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой, системы виртуальной реальности НИИ многопроцессорных выч. систем при Таганрогском гос. радиотех. университете, Каляев Анатолий Васильевич,(86344) 6-07-57; Тынянкин Петр Михайлович, 237-91-83
9.

И.Т.630
Информационные технологии в образовании и науке Центр информатизации Минобразования России, Иванников Александр Дмитриевич, 232-20-90; Куракин Дмитрий Владимирович, 237-58-04
9.

И.Т.661
Информационные сети высшей школы ВУЗТЕЛЕКОМЦЕНТР, Васильев Владимир Николаевич, (812) 233-89-29; Куракин Дмитрий Владимирович, 237-58-04
9.

И.Т.663
Мультимедиа в образовании Республиканский мультимедиа центр, Осин Александр Васильевич, 917-54-34; Суворинов Александр Владимирович, 237-92-82
9.

И.Т.664
Вычислительная техника, автоматизация и интеграция сетей Гос. межотраслевой научно-технологический центр, Салыга Валерий Иванович, 237-31-84; Куракин Дмитрий Владимирович, 237-58-04
10.

Н.Т.415
Робототехнические системы Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики при Санкт-Петербургском гос. тех. университете, Лопота Виталий Александрович, (812) 552-01-10; Шальнова Галина Александровна, 237-74-84
11.

П.Т.401
Перспективные материалы Институт химических проблем микроэлектроники, Уфимцев Всеволод Борисович, 239-90-01; Тынянкин Петр Михайлович, 237-91-83
13.

П.Т.420
Валеология, физиологические механизмы деятельности, развития и устойчивости организма человека Координационно-аналитический центр по МНТП, Дирекция программы “БИОС”, Кураев Григорий Аствацатурович, (8632)64-82-22; Тынянкин Петр Михайлович, 237-91-83
13.

П.Т.428
Технология и системы жизнеобеспечения и защиты человека в экстремальных условиях Санкт-Петербургский гос. электротех. университет (НИИ радиоэлектронных систем прогнозирования чрезвычайных ситуаций), Викторов Александр Дмитриевич, (812) 234-15-43; Орешин Сергей Евгеньевич, 237-99-21
17.

П.Т.486
Перспект. технологии в геодезии, кадастре и мониторинге земель России на основе спутниковых, оптоэлектронных и геоинформационных систем “Геоинфокад” Мос. гос. университет геодезии и картографии, Савиных Виктор Петрович, 261-31-52; Тынянкин Петр Михайлович, 237-91-83
18.

П.Т.453
Анализ состояния и научно-техническая поддержка перспект. исследований ВШ Координационно-аналитический центр по МНТП, Пичугин Владимир Сергеевич, 237-83-92; Тынянкин Петр Михайлович, 237-91-83
18.

Ф.Т.704
Учебная техника Рос.науч.-производственное объединение “Росучприбор”, Крынкин Вячеслав Васильевич, 273-19-15; Пташкин Сергей Аркадьевич, 237-85-91

Для сведения: если приоритетами научной сферы на 1997 г. были: поддержка ведущих ученых и научных школ, телекоммуникационных сетей и национальной вакцинации, то на1998 г. стали: научные приборы, жилье для молодых ученых, патентование.

  1. Экспертиза научных работ проводится централизовано (см. п.8 таблицы выше). Отдел информатизации образования курирует программы 8. ИТ.603, 9. ИТ.630, 661 и 664. Сведения об НТП ГИС см. в [5, 137-142]. НТП "Информационные сети высшей школы" совершенствует университетскую сеть RunNet [1, 1-2, 98, с.110-118] (директор ВузТелекомЦентрa Васильев В.Н., тел. (812) 233-89-29, e-mail: [email protected]), подсеть RELARN сети RELСОМ - зам. директора РосНИИ РОС Лесников А.Д., тел. (095) 192-91-79). Обе сети входят в состав создаваемой в рамках межведомственной программы “Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” сети Rbnet. Пока скорость спутниковых TCP/IP протокольных каналов 64 Кбит/с, но между Москвой и Санкт-Петербургом внедрена АТМ-технология, позволяющая в десятки раз увеличить скорость обмена информацией. Отделение по общему (и педагогическому) образованию, в т.ч., сеть ТВ-информ образование [1, 1-2, 98, с. 178-190] возглавляет директор ИНИНФО и Президент Академии информатизации Ваграменко Я.А. (ф. (095) 928-77-14, е-m: [email protected])”.
  2. Сервер Минобразования России [1, 1-2, 98, с. 68-79], (который по Приказу №4 от 5.1.97 наряду с ТВ-информ рассылает нормативную документацию, приказы и инструктивные письма по электронной почте в подведомственные учреждения Министерства, e-mail: [email protected]) и Web-сервер (http://www.informika.ru). Каналы организованы на базе оптоволокна (10 Мбит/с). Последний внесен в списки основных информационных поисковых систем (USIA, Lycos, Yahoo). На нем поддерживается разделы: Министерство (структура Центрального аппарата, телефонный справочник, БД нормативных и распорядительных документов с 1996 г. (1996 и 1997 г.г. - открыты), федеральные, целевые и МНТП, концепции реформы; Президентская программа “Дети России”; домашние страницы научных организаций Министерства, справочник УО, в том числе, государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования, их электронные адреса; образовательные стандарты по предметам общего и специальностям высшего образования, федеральный комплект учебников и учебных пособий, даже тексты некоторых новых учебников и задачников); Центр информатизации (структура, функции, направления по программам, курируемым отделом информатизации, НЭС, концепция ИО, ГИС по ЦНИТ, домены РосНИИРОС edu.ru и ФАПСИ ed.gov.ru); фонды, гранты, конкурсы (наиболее известные: часть “4-ой рамочной программы ЕС” НИОКР Esprit - www.cordis.lu/src/wp.htm; Совет по международным исследованиям и обменам “Айрекс” - www.useic.ru, т. (095) 956-3262); для женщин-преподавателей Междисциплинарный центр СПбГУ выбрал из ТИПС “Фонды” краткие сведения и выставил их на Web-сервер: care.nw.ru/women/; конкурсы института “Открытое общество” по учебным программам гуманитарного цикла, конференциям-выставкам и дополнительному образованию школьников, директор конкурса Соросовских учителей, аспирантов и профессоров - Борисов В.В., т. (095) 925-52-78; Евразия – А. Вакуленко, т. (095) 956-12-39, Web-сервер: rc.msu.ru/eurasia.htm/; директор - представитель CAF-UK “Фандрайзинг для образования” Алексеева О.П. - т. (095) 298-56-94), Национальный фонд подготовки кадров, т.(095) 246-18-84, e-m:); газеты и журналы (Министерские: Вузовский вестник, Поиск, ВО в России, Курьер образования, Международное сотрудничество, Университетская книга, Проблемы информатизации ВШ, Образование в документах; а также бюллетень ВАК и периодика по ИТ: ИТ, Компьюлог...); ИТ; новости сервера; путеводитель по Интернет; конференции, выставки; книгоиздание (учебники; книги по ИТ; более 700 текстов классики на английском языке); поисковые системы; FTP-сервер ftp/informika.ru (более 1000 аннотированного свободно распространяемого ПО для науки и образования), демонстрационные версии некоторогоПО УН. Перекачать себе интересующую информацию может каждый, имеющий доступ в Internet.
  3. Министерство координирует свои работы в области информатизации образования на местах и будет осуществлять реализацию концепции информатизации образования регионов с помощью широкой сети региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий (см. ж. Международное сотрудничество, №4, 1997). Конкурсный отбор прошли 22 РЦИ и 70 ЦНИТ на базе классических или технических университетов [1, 1-2, 98, с.68-79] , их курирует Центр информатизации Минобразования - зам. директора Ижванов Ю.Л., тел. (095) 932-20-90, e-mail: [email protected]).
  4. Разнообразно наполнение образовательного информационного пространства. Созданы корпоративные образовательные сети в десятках передовых ВУЗов, ведется компьютеризация библиотек. Систематически работает банк педагогических данных (Пермская область), разрабатывается концепция федерального БПИ (Воронежсий ПУ), постоянно работают на Россию педагогические сервера РГПУ (Санкт-Петербург, e-mail: [email protected] и Web-сервер: www.emissia.spb.su.), Барнаульского ПУ (e-mail: [email protected]) и др. В прошлом году прошли телекоммуникационные олимпиады (Переяславль-Залесский, Ярославль и др.), конференции (Воронежский ПУ и др.), выпущены электронные версии журналов (Педагогическая информатика, с 1997, 3 и др.), идет электронная презентация научных отчетов в области педагогики и книжный киоск в Internet (Барнаульский ПУ). Интернет сервера содержат более 100 ВУЗов, на сервере Минобразования России отражены даже страницы некоторых школ и учреждений дополнительного образования. Многие фирмы бесплатно для УО передают свое ПО. Диалог-наука передала свои антивирусные программы: DRWEB, Adinf, Aidstest (e-m: [email protected], т. (095) 938-28-55). Фирма Интеллектуальные технологии - электронный архив Ефрат c OCR (e-m: [email protected], т. (095) 135-55-10). Фирма ADOBE передает пакеты для обработки изображений. Преподаватели информатики бесплатно для учреждений образования могут скачать с сервера www.paragraph.com предыдущую версию 3-х мерного Интернет браузера Cosmo Spase для сетевого интерактивного виртуального мира Cosmo Home Spase Designer и посетить занятия в Детском компьютерном клубе по вторникам с 17-00 по адресу: Рождественский бульвар, 21, корп.2, т.928-36-88); администратор Московской городской детской компьютерной сети Говор К. (т. 332-40-00, Web-сервер: www.mtic.ru). Заочная школа программистов - к.с.7 списка? WWW.
  5. Создается единая система дистанционного обучения (ЕС ДО). В развитие Постановления Правительства РФ №498 от 23.5.95 п.7 по приказу Минобразования России №2086 от 3.8.98 головным по формированию ЕС ДО назначен МЦДО при МЭСИ - проректор Солдаткин В.И., и координационный совет под председательством зам. Министра. Ассоциация международного образования проводит телеконференцию и курсы (Скуратов А. К. Web-сервер: aie.riis.ru). Евразийская ассоциация ЕАДО при МЭСИ выпускает журнал и проводит конференции (президент ЕАДО при МЭСИ Колосов Д.Э. - т. (095) 442-84-33, e-mail: [email protected]). Второй год будет продолжаться ежемесячный очный семинар Центра “Истина” (научный руководитель Центра “Истина” Ракитов А.И. -т. (095) 236-97-59, e-m: [email protected]) по ДО (3-й Вторник в 15-00 в к.238 здания Минобразования на Люсиновской улице, д. 51) с его электронным отражением на сервере www.istina.ru и Минобразования). ГИНФО набирает студентов в разные московские вузы на дистанционное обчение (т. (095) 277-23-15, e-m: [email protected]). Всемирный распределенный университет при МАИ открывает магистратуру и докторантуру по Computer Science (Вице-президент - Каймин В.А., т. (095) 203-90-47, e-m: [email protected]). В Росучприборе создается лаборатория удаленного доступа [1, 1-2, 98, с. 125-128].
  6. Созданы электронные базы данных по ВУЗам - нач.отд. Минобразования Быстров И. Е., т.(095) 237-45-84, e-m: [email protected]. Восстанавливается ГИВЦ для сбора статистики на базе МГАПИ. По приказу Минобразования России № 481 от 16.12.96 создана ЦИАНом (зам. директора ЦИАН Вержбицкий В.В. - т. (095) 137-57-00, e-m: [email protected]) электронная БД (www3.unicor.ac.ru) по аппаратному и программному обеспечению ВУЗов. Рекомендации по организации информационной деятельности в ВУЗе [2, с. 344], развиваются внутривузовские корпоративные сети в т.ч, для управление качеством образования [1, 1-2, 98, с.135-150].
  7. Ведется подготовка и переподготовка руководящих кадров и специалистов по информатизации образования (в том числе, на базе ГКЦ (т. (095) 127-26-53, 126-97-66 доб. 108, е-mail: [email protected] www.rui.ru) и ГАИ (т. (095) 112-73-34, e-m:[email protected]) [1, 1-2, 98, с.96-104].
  8. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании разрабатывает 6 проектов информатизации образования на 1998 г., дир. - Кинелев В.Г., зам. – Меськов В.С. (т. (095) 125-59-93 / 263, e-m: [email protected]); ИПИ РАН: социальная информатика - Колин К.К. (т. (095) 135-30-35), эргономика развивающих CD-ROM - зав. отделом проблем информатизации образования Христочевский С.А. (т. (095) 237-96-02, e-m: с[email protected]).
  9. Появляются электронные версии периодики. Новый Web-адрес “Курьера образования” www.courier.com.ru. Новые СМИ: электронные и печатные журналы: СПб института продуктивного обучения РАО “Компьютерные инструменты в образовании” (т. (8812) 164-13-55, URL: http://www.aec.neva.ru/center/zhurnal/), Web-журнал Томского областного ЦИТ “[email protected]” ([email protected]), межвузовский сборник “Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста” Липецкого ГПИ (т. (0742) 24-12-01, e-m: [email protected]), электронная версия бюллетеня (подписной индекс 73569) “Образование в документах” (e-m:[email protected], [email protected] - отдел оперативной информации), журнал для детей и учителей “Компьюложка” (индекс Роспечать 47231, т. (095) 931-94-24, e-m: [email protected]), одноименные журнал “Территория взлома”, сервер (www.compulog.ru) и радиопередача по понедельникам с 21-00 (время - Московское) на волне 106,8 FM; о сервере школьных рефератов (e-m: www.dataforce.net/~tartakov/).
  10. Перспективы: использование ИТ в школе Киселев Б.Г. еще в ИНФО в 1994 г., а теперь - дома; сегодняшние установки в московском регионе - Семенов А.Л. в [ИНФО, 1, 98, с.18, а требования МКО – с.24]; федеральные установки - Болотов В.А. [ИНФО, 1, 98, с.12]; Тихонов А.Н. [1, 1-2, 98, с. 7-26]: основные черты современного образования (качество, мобильность, доступность) обеспечивается в основном с помощью ИКТ, которые имеют общечеловеческое значение (см. п.1-9) и [1, 3-4, 98]. Популярно философский контекст в [Компьюложка, 1, с.17-20].
  11. Календарь традиционных и новых мероприятий Минобразования России и Ассоциации учителей и преподавателей информатики на 1998-1999 годы:

  • для преподавателей:
  • 25-27 ноября 1998 г. – Международная конференция по ДО, ЕАДО МЭСИ, т. (095) 442-84-33, e-m: [email protected],
  • 23-25.11.98 - Научно-практическая конференция “Информационные технологии в образовании” в РГПУ г. Санкт-Петербург, т./ф. (812), e-m: [email protected], [email protected]
  • 1-30.11.98 – дистанционная 4-я Всероссийская научно-практическая конференция по НИТ в О “Черноземье-98” в Воронежском ГПУ, т. (0732)55-26-30, e-m: [email protected],
  • 15.10.98-30.1.99 – 4-я электронная научно-практическая конференция “Современные проблемы информатизации” в Воронеже, т. (0732)55-26-30, e-m: [email protected], [email protected], [email protected],
  • 7-11 декабря 1998 г. - Всероссийская научно-методическая конференция “Интернет и современное общество ” в Санкт-Петербургском гос. университете, код 812 т. 217-56-90 т./ф 323-71-75, e-m: [email protected],
  • 15-20 марта 1999 г. - Межвузовская научно-практическая конференция “ДО. Вузы СПб – регионам России” в Санкт-Петербурге, т./ф. (812) 251-38-80 /99776, e-m: [email protected],
  • сер. марта 1999 г. - Межвузовская научно-техническая конференция “Проблемы создания технических систем с искусственным интеллектом” в Московской гос. академии приборостроения и информатики, т. (095) 268-76-94;
  • сер. марта - 4-я Международная научно-техническая конференция “Региональные проблемы информатизации образования” РЕГИНФОРМ в Пермском гос. пед. университете, т. (3422) 32-75-73, e-m: [email protected],
  • сер. марта - 6-я Международная научно-техническая конференция “Новые информационные технологии в университетском образовании” в Новосибирском гос. университете и НИИ математико-информационных основ обучения, т. (3832) 35-62-37, ф. 35-78-08; E-mail: [email protected];
  • конец марта - Конференция-выставка “Геоинформатика и образование” в ИОСО РАО, т. (095) 246-16-59, E-mail: [email protected];
  • нач. апреля - 4-й рабочий семинар-совещание “Искусственные нейронные сети в информационных технологиях” в Снежинском физико-техническом институте, т. (35172) 3-27-45, E-mail: [email protected];
  • нач. апреля - Региональная научно-практическая конференция “Информационные технологии в школьном образовании” в гимназии г. Переславля-Залесского, т. (08535) 2-06-08, E-mail: [email protected];
  • нач. апреля - Международный научно-практический семинар “Информационные технологии - пути внедрения в районной образовательной системе” в Санкт-Петербугском Межшкольном учебном комбинате, т. (8812) 232-24-04, E-mail: [email protected];
  • сер. апреля - Международный научно-технический семинар “Школьная информатика и развитие” в Санкт-Петербугском гос. университете аэрокосмического приборостроения, т. (8812) 210-70-94, E-mail: [email protected];
  • сер. апреля - Международный научно-технический семинар “Новые информационные технологии в образовании” в Белгородском гос. университете, т. (0722) 34-00-17;
  • по сер. апреля - Электронная Всероссийская научно-практическая конференция “Проблемы информатизации” в Воронеже ГПУ и ВШ МВД по E-mail: [email protected];
  • нач. мая - Международный конгресс-выставка “Образование - 99” в “Совинцентре”, т.(095)237-62-85, E-mail: [email protected] (ВУЗы - через ЦИ, ПедВУЗы и остальные учреждения образованием - через РОСФОКОМП);
  • сер. мая - Международная научная конференция"Информатика - современное состояние и перспективы развития" в рамках 52-х Герценовских чтений кафедры информатики и вычислительной техники Санкт-Петербугского гос. пед. университета, т. (8812) 219-17-46;
  • сер. мая - 6-я Международная конференция “Дистанционное образование” Московский гос. университет экономики, статистики и информатики в Твери, т.(095) 442-84-33;
  • нач. июня - 4-я ежегодная конференция Российской Академии информатизации образования, т. в ИНИНФО (095) 925-45-49 ;
  • нач. июня - 4-я Всероссийская конференция “Телематика-98” Вузтелекомцентр в Санкт-Петербургском государственном региональном образовательном центре, код (8812), т. 238-87-79, e-m: [email protected];
  • сер. июня - Конференция по ДО, ЕАДО МЭСИ, т. (095) 442-84-33, e-m: [email protected],
  • конец июня - Российская научно-техническая конференция “Новые информационные технологии и технические средства в управлении, медицине и образовании” в Махачкале в Дагестанском гос. тех. университете, код (8722), т. 62-00-65;
  • конец июня Всероссийская научно-практическая конференция “Внедрение информационных технологий в преподавание общетехнических и гуманитарных дисциплин” в Махачкале в Дагестанском гос. пед. университете, код (8722), т. 67-06-04;
  • 30 июня - 3 июля X -я Международная научно-практическая конференция “Применение новых технологий в образовании” в Троицке Московской области т. (095) 334-03-67, E-mail: [email protected] ;
  • нач. июля научно-практическая конференция “РЕЛАРН” на теплоходе Самарский ГУ, т. E-mail: [email protected] ;
  • нач. сентября V -я Международная выставка “Мир детства” в Экспоцентре г.Москва, т. (095) 153-40-61, ф. 946-47-64, E-mail: [email protected] ;
  • кон. сентября V -я Международная научно-методическая конференция “НИТ в преподавании электротехнических дисциплин НИТЭ-98” в Астраханском ГТУ, код (851-2) т. 25-87-07, ф. 25-82-83, E-mail: [email protected] ;
  • нач. октября - 7-я Всероссийская конференция “Информатизация образования-99”, справки в ИНИНФО;
  • нач. ноября - следущая 9-я Международная конференция - выставка "ИТО-99" опять в лицее 1511 при МИФИ, т. (095) 324-55-86, E-mail: [email protected].
  • с сентября по июнь каждый четверг с 11 часов - еженедельный семинар “Информатизация образования” в ИИО РАО (т. (095) 246-00-50);
  • с сентября по июнь каждый 3-й вторник с 15 часов - ежемесячный семинар “Дистанционное образование” Центра “Истина”, т.(095) 236-97-54, E-mail: [email protected];
  • курсы повышения квалификации: в Российском координационном центре информационных технологий (т. 127-26-53, 126-97-66 доб.108, e-m: [email protected]; Web: www.rui.ru) и гос. академии инноваций, т.(095) 112-73-34, e-m: [email protected];

- для учащихся:

  • сентябрь – ноябрь 1998 – Международный сетевой проект “Глобальное мышление” на английском языке, США e-m: [email protected], СПб: www.education.spb.ru/gtp/,
  • 1.10.98-30.6.99 – сетевой семинар по подготовки школьников к олимпиадам по информатике в Барнаульском ГПУ, e-m: [email protected]
  • 1 - 31 января1999 г. – Конкурс детского рисунка в Internet в Воронежском ГПУ, www.vspu.ac.ru/Interart/,
  • 26.12.98 – 10.1.99 – Компьютерный форум на ВДЦ “Орленок”, тел: (095) 959 -12-12 / 3-05,
  • 8 - 11 января - Конференция стран СНГ по физике, математике и информатике в лицее № 1502 при МЭИ, тел: (095) 307 -11-61,
  • 25 - 28 января - Международная выставка KidCom в ЦДХ, тел: (095) 915-02-80, e-m: [email protected],
  • весна - Конференция (Российский тур “Шаг в будущее”) по физике, математике и информатике в МГТУ, тел: (095) 263-62-82,
  • 13-14 марта - 2-я Конференция Intel (Российский тур “ЮНИОР”) по наукам о Земле и космосе, физике, математике и информатике в МИФИ, тел: (095) 324-91-15, e-m:[email protected],
  • 23-25 марта СПб фестиваль “Компьютер и творчество” в ЛИТМО, тел. (095) 328-87-38, E-mail: [email protected] ;
  • кон. марта 9-я Российская конференция "Поиск-99" в ДНТТМ в Москве (темы: Развивающие Среды, Прикладное программирование, Компьютерная графика и анимация, Верстка и издание, Компьютерные сети и Web-технологии), тел. 954-00-58, E-mail: [email protected] ;
  • кон. апреля - Всероссийская научно-техническая конференция студентов и аспирантов “Микроэлектроника и информатика” в Зеленограде в Московском гос. тех. университете электронной техники, т. (095) 532-98-30;
  • конец июня - нач. июля - 3-я Международная летняя школа-семинар для студентов, аспирантов и молодых ученых по искусственному интеллекту в МИФИ, тел: (095) 323-91-02;
  • кон. октября - Международная конференция “Космос” по физике, математике и информатике в г. Королев МО, тел: (095) 516- 87-35,
  • кон. октября – VII Всероссийская олимпиада студентов 1-4-го курсов по компьютерной геометрии и графике в г. Н.Новгородском ГТУ, тел: (8312) 36- 01-18, e-m: [email protected];
  • сер. июля 2000 г.- Международный фестиваль “НТ досуг поколению 21 в.”, секция “Компьютер и досуг” на ВВЦ в павильоне Центральный, т. (095) 181-90-40 доб. 18;
  • ежедневно с 10 до 17 часов информационно-методический центр Ассоциации на балконе 2-го этажа Центрального павильона ВВЦ (м. ВДНХ) демонстрирует школьное оборудование, учебно-методическую литературу, дидактические материалы, программное обеспечение на отечественных и импортных компьютерах и соответствующие базы данных для обучения, управления и досуга (см.выше).

На следующей конференции “ИТО” состоится очередное организационное собрание представителей коллективных региональных членов Ассоциации. Устав Российской Ассоциации и Положение о региональном центре Ассоциации учителей и преподавателей информатики, а также бланки для вступления в Ассоциацию были опубликованы в газете "Информатика" № 18 и 25 за 1995 г. , 1997 г. и в зеленом сборнике 4-й конференции, их можно получить на Алтайском образовательном сервере. Просим представителей регионов, желающих присоединиться, привезти на конференцию 2 файла и их распечатки с печатью любого образовательного учреждения:

  • выписку из протокола Вашего учредительного собрания по созданию регионального центра,
  • список не менее 12 учредителей-активистов с указанием полных сведений (фамилия, имя, отчество, должность, почтовый рабочий и домашний адрес и код-телефон, серия и номер паспорта, дата и кем выдан, подпись).

Литература

0. В.Л. Макаров. Российская модель общества. / Реформы глазами российких и американских ученых.- М.: Российский экономический журнал, Фонд “За экономическую грамотность”, 1996, 272 с.

  1. Бюлл. Проблемы информатизации высшей школы. 1998.
  2. Состояние и развитие высшего и среднего образования. / п/р А.Я.Савельева. - М.: НИИ ВО, МФТИ, 1998.-352 с.
  3. Отчет о работе Российской Академии образования за 1997 год, ч.1.- М.: РАО, 1998.-321 с.
  4. а. Сб. общеобразовательных программ по информатике. М.: Просвещение, Минобразование России, 1998. - 11 с.; б. Сб. учебно-методических материалов.Перечень магистерских программ. Справочные материалы по УМО.- М.: Минобразование России, 1997. - 110 с.; в.Вестник образования, 9, 98, с.66-67.
  5. Геоинформатика и образование./2-я Вероссийская конференция.- М.: ГИС-ассоциация, 1998. - 146 с.
  6. Хворостов А, Кокарева Л. Московские школьники и информационные технологии: сравнительный анализ результатов исследований 1992 и 1997 г. –М.: ЦСИ РАО, 1998.
  7. Временные санитарные нормы и правила устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных ЭВМ и видеодисплейных терминалах. Госкомсанэпиднадзор России, № 2.2.2.542-96.
  8. Смольникова И.А. Кадры решают всё! /Материалы ИТО-96 – М.: МИЭМ, 1996
  9. Жаркова В.Б. Оплата труда учителей информатики – ж. ИНФО 5-6, 97 и отд. брошюра.
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
и Московским центром Федерации Интернет Образования