КОНСАЛТИНГ И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Зимин Виктор Алексеевич
Университет Российской академии образования, г. Москва

Консалтинг и научно - инновационная деятельность образуют определённый сектор народного хозяйства муниципального образования, включающего консультационные услуги и научную деятельность - получение, накопление и обогащение научных знаний, и инновационную деятельность - деятельность по преобразованию научного знания до вида, пригодного для практического использования.

Основные направления консультационной и научно - инновационной деятельности, касающиеся органов местного самоуправления и подготовки соответствующих специалистов, могут содержать, кроме решения конкретных образовательных, учебно-методических, научно-технических проблем муниципального характера, общие установки по созданию условий для успешного функционирования предприятий и организаций этой сферы в достижении главной их цели - накоплению научных знаний и ускоренному переводу их в современные технологии и продукцию.

К ним могут быть отнесены следующие направления консультационной и научно-инновационной деятельности:

Целесообразно изучить потребности и создать базу данных, которая смогла бы обеспечить мониторинг ситуации в консультационной и научно-инновационной сферах органов местного самоуправления.

В качестве основной цели исследования принимается выявление тенденций, проблем и целесообразных путей сохранения и использования научно-инновационного потенциала территории. В число важнейших задач входит:

  1. Выявление научно-инновационного потенциала (по муниципальному образованию, по региону и т.д.).
  2. Формирование справочно - информационного фонда (по исследователям, организациям, учреждениям и т.д.).
  3. Организация широкого доступа к структурированной информации об исследованиях в области местного самоуправления (по тематике, отдельным проблемам, конкретным специалистам, научным кадрам и т.д.).

В качестве метода исследования рассматриваются социологические опросы, анкетирование, сбор информации и её аналитико-синтетическая обработка и др.

Для реализации перечисленных методов на первом этапе предлагается разработать комплекс форм-анкет и руководства по их заполнению. При разработке форм-анкет следует, с одной стороны, учитывать особенности каждого объекта, его место, роль в общей системе, а также чётко формулировать цель исследования. С другой - согласовывать вопросы, наименование показателей взаимоувязанных между собой объектов.

Для социологического обследования научных работников и научных организаций целесообразно разработать анкеты в зависимости от целей анкетирования, возможно, рассчитанные на разные категории (фокус-группы) специалистов в области местного самоуправления. Один вид анкеты может быть рассчитан на специалистов-практиков и учёных, другой вид - на обследование научного учреждения. Полная совместимость параметров разрабатываемых анкет с входными формами общеевропейских банков данных, регулярный обмен информацией, облегчат международные научные контакты, участие российских исследователей в европейских научных проектах.

Первой предпосылкой создания мониторинга в сфере консультационной и научно-инновационной деятельности муниципального образования является создание информационно-аналитической базы. Вторая предпосылка - это создание необходимых условий для поддержания мониторинга, связанных с организационным, правовым и финансовым обеспечением постоянного поступления и обновления информации о происходящих процессах в сфере научно-инновационной деятельности. Такого рода информация могла бы аккумулироваться в УРАО, его филиалах, научно-технических подразделениях институтов и территориальных научно-технических центрах. А на федеральном уровне - во Всероссийском научно-техническом информационном центре.

Цель проводимых исследований в этой области - на основе анализа информационных потребностей органов местного самоуправления выявить факторы, влияющие на успешное применения консалтинга. Реализация этой цели может быть достигнута путем решения нескольких основных задач:

  1. Формирование и развитие качественно новой системы консалтинга и информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления (методика консалтинга, структура, источники, каналы, виды и носители информации).
  2. Обеспечение оптимального соотношения проблемно - аналитической и статистической информации, представляемой органам местного самоуправления, через резкое сокращение и новое качество цифровой и текстовой информации (переход от баз данных к базам знаний).
  3. Разработка и внедрение новых информационных технологий, основанных на широком применении современных научных методов и компьютерной техники.
  4. Активное использование информационных ресурсов муниципального образования.
  5. Содействие созданию условий для формирования у муниципальных работников высокой информационной культуры как важного фактора эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В перспективе мониторинг может стать информационной системой коллективного пользования не только студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, выпускников УРАО, но и специалистов - практиков муниципальных образований Российской Федерации.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования