МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ОТСТАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММ, РАЗРАБОТАННЫХ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА

Кравцов Сергей Сергеевич, Институт информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО) , г. Москва

На основании анализа работ по теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Г.Г. Левитас, М.Б. Волович) [1-3], результатов исследований Г.Ф. Кумариной в области компенсирующего обучения [4], а также анализа работ И.В. Роберт по проблеме использования информационных технологий в учебном процессе [5], автором предлагаются следующие методические требования к проведению занятий с отстающими учащимися 5-11 классов с использованием технологии Мультимедиа: отбор учеников для занятий проводит учитель; занятия проводятся после уроков в группах не более 20 человек под руководством учителя и не превышают 30-40 минут; работа на занятиях осуществляется учениками за мультимедийным компьютером и в тетради с печатной основой (ТПО); ученики за компьютером работают индивидуально, в наушниках; в процессе работы за компьютером учащийся имеет возможность получить консультацию у учителя о работе с программой; оценки за работу ученику не выставляются (оценивается только самостоятельная работа после выполненного домашнего задания); работая за компьютером, учащиеся параллельно заполняют пропуски в розданной учителем ТПО, которая аналогична представленной в электронной форме на экране компьютера (при этом сначала заполняются пропуски на компьютере, а затем правильный ответ вписывается в ТПО); после занятия ученики выполняют домашнее задание, которое проверяется учителем; домашнее задание составляется из задач, аналогичных тем, которые ученик выполнял за компьютером в школе.

При этом мультимедийная программа состоит из трех блоков: мотивационного, теоретического и практического. Мотивационный блок обеспечивает усиление мотивации учащегося к предстоящей деятельности. Теоретический блок обеспечивает: пошаговое объяснение и составление конспекта учебного материала; пошаговый показ процесса решения заданий, требующих усвоения и соответствующих “зоне ближайшего развития” ученика. Практический блок (решение учеником задач) обеспечивает: выполнение деятельности ученика в материализованной форме с пооперационным контролем за его деятельностью; наличие конспекта учебного материала; дозированную обучающую подсказку с активизацией внимания ученика к конспекту (причем подсказка предоставляется после повторной ошибки); звуковую направляющую подсказку; предоставление паузы для заполнения ТПО; классификацию ошибок (ошибки, совершаемые по формируемому знанию или по материалу, считающемуся усвоенным); незамедлительную информацию о правильной и ошибочной операции; наличие заданий, ориентированных на “зону ближайшего развития” ученика, и процесс решения которых был рассмотрен в теоретическом блоке; фиксацию ошибочных операций.

Литература.

  1. Гальперин П.Я. Краткий очерк развития исследований поэтапного формирования умственных действий и понятий. - М., 1965.
  2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
  3. Левитас Г.Г. Лекции по методике преподавания математики. Общая методика. - М., 1996.
  4. Кумарина Г.Ф. Коррекционные классы в структуре средней общеобразовательной школы. Методические рекомендации. - М., 1988.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М., 1994.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования