Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция II /Подсекция 1

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ КОМПЬЮТЕР-УЧИТЕЛЬ: ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА «1С:РЕПЕТИТОР. МАТЕМАТИКА»

Дубровский Владимир Натанович

Специализированный учебно-научный центр МГУ (СУНЦ МГУ), г.Москва

Вышел в свет первый диск обучающего программного комплекса «1С:Репетитор. Математика». По первым оценкам разработчикам удалось продвинуться в сторону приближения компьютерных уроков к реальному процессу обучения и найти новые способы использования уникальных возможностей компьютера в преподавании математики.

Работа над первой частью программного обучающего комплекса завершена и можно говорить о том, что из задуманного, и в какой мере, удалось воплотить.

1) Само слово «комплекс» — одна из важнейших характеристик продукта. В дополнение к основному его «телу» — урокам, пользователь найдет на диске:

  • гипертекстовый справочник-глоссарий по школьной математике;
  • базу тренировочных конкурсных задач с системой поиска по разным параметрам;
  • специально разработанные калькулятор и построитель графиков: обладая всеми возможностями аналогичных современных программ, они позволяют вводить формулы в наглядном графическом виде;
  • такое новшество, как тренажер устного счета, развивающий этот необходимый для сдачи экзаменов по математике навык в форме, близкой к игровой.

Все это заключено в оболочку, которая, среди прочего, ведет учет успехов ученика, дает рекомендации по порядку изучения тем, позволяет задавать один из трех возможных уровней сложности материала по выбору пользователя.

2) Собственно уроки делятся на уроки по решению задач («домашние задания» и «контрольные») и уроки-объяснения. Последние также имеют развитую структуру: основная их составляющая — мультимедийные интерактивные презентации — дополнена «оглавлением», контролирующим подачу материала (доступ к новому открывается только по прохождении предыдущего); текстом лектора; «конспектом», дающим весь материал в «книжной» форме.

3) Презентации — это своего рода «математическое кино», разворачивающееся на классной доске, в котором звук, цвет, анимация призваны обеспечить более эффективное усвоение материала. Их важный элемент — постоянно задаваемые в разной форме контрольные вопросы-одноходовки с гибкой реакцией на ответы, записываемые прямо на доске. Побочная цель таких вопросов — перебивка неконтролируемого пользователем темпа изложения, возможность осмыслить полученную информацию, частичная компенсация отсутствия обратной связи ученик-учитель. С этой же целью предусмотрены принудительные паузы в наиболее трудных местах. Кроме того, можно остановить изложение в любом месте и «отмотать назад» отдельные связные эпизоды.

4) Задачи, с точки зрения формы, различаются, прежде всего, степенью проработанности реакций. Упражнения в уроках-объяснениях предусматривают несколько попыток решения и снабжены набором сообщений и указаний, зависящих от ответов. Уроки-контрольные устроены по образу экзамена: оценки и правильные решения сообщаются только после ввода ответов на все задачи, на время установлен лимит. Задачи в базе имеют только ответы, как и в пособиях для поступающих в вузы. Важным шагом вперед по сравнению с имеющимися на рынке обучающими программами является возможность вводить и проверять ответы в произвольном формульном виде (её обеспечивает «механизм» калькулятора), реализованная с помощью современной программной технологии ActiveX. Понятно, что это существенно расширяет класс используемых задач, большинство из них — задачи реальных экзаменов в исходной формулировке. Программистами фирмы «1С» создан универсальный редактор, позволяющий создавать разнообразные по форме и содержанию тесты. Но именно здесь, как мне кажется, проявляется существенная ущербность компьютера по сравнению с хорошим (!) учителем. На вопросы «Почему данная задача не была решена, чего ученик не знал или не умел?» и «Как данная задача была решена, правильным и полным ли было рассуждение?» ответ на основе получаемой от пользователя информации чаще всего мы дать не можем. В несложных алгебраических задачах можно заложить в программу заранее какие-то варианты стандартных решений и проследить, идёт ли ученик этой дорогой и где с нее сбивается. Но этот принцип, реализованный в некоторых программах, проблему в целом не решает. Вряд ли она будет решена программными средствами в ближайшем будущем и здесь остается огромный простор для работы авторов контента.

5) Коротко о научно-методическом содержании части I курса. Он состоит из следующих разделов: решение уравнений и неравенств (всех типов, кроме тригонометрических); прогрессии; планиметрия; элементы анализа, т.е. тех базовых разделов (кроме, может быть, тригонометрии) которые обеспечивают удовлетворительную или даже хорошую оценку на письменном вступительном экзамене. Тригонометрия, задачи с параметрами, стереометрия и некоторые другие темы планируются в часть II. При этом основной целью было не изучение теории, а освоение навыков решения задач. Какие преимущества компьютера по сравнению с книгой были использованы для достижения этой цели? Уже было сказано об интерактивности (контрольные вопросы, повторные попытки в тестах с дифференцированной реакцией на них, учет статистики пройденного и усвоенного материала). Мультимедийность дает безграничные возможности показа «жизни идей». Например, решение уравнения начинается с анализа его структуры, затем происходят перегруппировки, упрощения, наконец — вычисления, которые пользователь часто должен произвести сам. В геометрии можно показать, выделить, укрупнить стандартные конфигурации, развивая самый важный навык — геометрическое зрение. Эти возможности позволили авторам как бы изнутри показать процесс решения, что редко найдешь в книге. А формулировки теорем, которые можно услышать, увидеть, прочитать, должны легче и прочнее запомниться.

Насколько удачными оказались находки разработчиков, покажет практика — в программе предусмотрен журнал регистрации всех действий пользователя, и статистическая обработка журналов позволит оценить эффективность комплекса.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса