Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция II /Подсекция 2

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Олейникова Надежда Алексеевна, Тараненко Сергей Станиславович

Московский Государственный Индустриальный Университет (МГИУ), Компания “Новый Диск”, г.Москва

Специфической особенностью овладения иностранным языком является его двойственность: развитие речи, основанное на учете психологических факторов общения, и овладение лингвистическими структурами. Включение компьютера как помощника учителя в учебный процесс позволило оптимизировать освоение обоих аспектов, передав компьютеру рутинную работу по овладению навыками и оставив преподавателю главную задачу — организацию личностного общения на уроке. В докладе будет представлена схема организации взаимодействия между участниками учебного процесса с использованием компьютеров.

Главным предметом изучения иностранного языка является развитие всех видов иноязычной речевой деятельности и мышления, начиная с устной коммуникации и заканчивая развитием способностей к разноплановой работе с текстом по извлечению информации.

Успех от совместной деятельности обучающего и учащегося во многом зависит от организации этой деятельности. Известно, что при аудиторной работе более активен преподаватель, а студенты выполняют более или менее пассивную роль, в то время как наивысшая степень активности появляется при организации самостоятельной работы студентов. Но не любая «самостоятельная работа» является по сути самостоятельной. Успех может принести только та самостоятельная работа, которая очень хорошо подготовлена преподавателем. Поэтому очень важно рассмотреть вопрос о том, как подготовить учащихся к самостоятельной деятельности и как организовать их самостоятельную работу так, чтобы у них был и интерес к работе, и удовлетворение от результата. Мы решили этот вопрос, организовав самостоятельную работу учащихся в компьютерном классе. Рассмотрим основные положения нашего подхода.

При разработке методики обучения, необходимо опираться на специфические особенности данного предмета. В силу того, что специфической особенностью овладения иностранным языком является его двойственность (с одной стороны — изучение лингвистической структуры, с другой — развитие речи), встает вопрос о поиске оптимальных методов обучения с учетом психологических факторов развития речи и сознательного овладения лингвистическими структурами. [1]

Перед преподавателями стоит проблема — организовать учебную деятельность студента таким образом, чтобы обеспечить наибольшую мотивацию учения.

Поскольку язык есть средство коммуникации, общения, а речь есть способ этой коммуникации [2], то овладение средствами возможно только при создании условий коммуникативных проблемных учебных ситуаций. А это означает, что надо четко отделить: занятия, где студент пользуется средствами для решения коммуникативных задач, и занятия, где он осваивает пользование этими средствами в системе тренинга. [3]. Обучение общению и коммуникации — это взаимодействие с преподавателем в рамках коммуникативного учебного сотрудничества. Подготовительную работу к такому взаимодействию — выполнение рутинных заданий — лучше осуществлять в режиме самостоятельной работы. Языковые средства должны осваиваться только в контексте самостоятельной деятельности. Значит, центр всей психолого-педагогической работы необходимо сосредоточить на создании условий самостоятельной работы студентов. [4]

Как уже было определено, на самостоятельную работу по освоению языковых средств следует выносить действия, основанные на операциях. [4] И одной из форм организации самостоятельной работы студентов по освоению этих действий может стать работа с применением компьютеров. Основное свойство компьютерных систем состоит в том, что они построены именно для выполнения деятельности, организованной по алгоритму, в системе операций — именно поэтому для овладения языковыми средствами, элементами способа, действия, самым удобным является компьютер.

Говоря о преимуществах работы студентов с компьютером, следует еще раз назвать его бесспорные достоинства: возможность реализации принципа индивидуальности, наличие моментальной обратной связи, большие возможности наглядного предъявления языкового материала, объективная оценка результатов действий студентов, запись протокола последующего анализа работы студентов, активность обучаемого обусловленная интеррактивной формой работы с учебным материалом. Студент работает на персональном компьютере самостоятельно, не отвлекаясь от содержания действий по решению задач, и имеет возможность развернутого контроля собственных действий. Кроме того, студенты оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя или однокурсников.

Все перечисленные характеристики учебной деятельности студентов при работе с компьютером позволяют возможность освободить преподавателя от значительной части рутинной работы, такой, как проверка выполнения отдельных упражнений, фронтального опроса, предъявления большого объема языкового материала и других рутинных действий. Это позволяет проводить аудиторное занятие более эффективно, организовав режим активной коммуникации — полноценного человеческого общения, где средствами общения становится иностранный язык и культура страны изучаемого языка. Эта возможность обеспечивается тем, что овладение средствами языка в режиме тренинга осуществляется студентами на самостоятельных подготовительных занятиях с компьютером.

Так как самостоятельные занятия на компьютерах предполагают сознательное отношение к процессу учения, когда подготовка овладения языковыми средствами нацелена на решения конкретных задач (коммуникативных и вербальных), то самостоятельный тренинг должен быть непосредственно связан с занятиями с преподавателем. Компьютерные программы не должны быть абстрактными, а включены в общий контекст практических коммуникативных задач и проблемных ситуаций, возникающих на встречах студентов с преподавателем.

Для проверки данной концепции нами был проведен эксперимент по внедрению компьютерных технологий в обучение иностранным языкам в целях активизации учебной деятельности студентов. Эксперимент был проведен в ряде московских школ по программе довузовской подготовки.

В качестве учебного материала нами был взят Британский курс английского языка REWARD. Выбор данного учебного пособия не случаен: только этот базовый курс имеет прекрасно разработанную полную компьютерную поддержку. Весь материал печатного учебного пособия полностью переложен на СД—диск, включая упражнения из рабочей и грамматической тетрадей.

Прежде чем переходить к описанию методики занятий, следует сказать несколько слов о достоинствах компьютерной версии курса REWARD, с учетом которых мы строили свои занятия.

Курс REWARD прошел экспертизу и вошел в перечень Британских учебных курсов, рекомендованных министерством образования РФ для использования в учебных заведениях России. Он широко применяется во многих странах Европы.

В компьютерной версии отражены все ключевые особенности оригинального курса, разработанного в строгом соответствии с высочайшими стандартами, принятыми в Оксфорде при обучении английскому языку как иностранному:

  • равномерное развитие основных фонетических, лексических и грамматических навыков;
  • большой объем самых разнообразных упражнений, гарантирующий усвоение всего учебного материала курса;
  • грамматическая программа, охватывающая все основные категории языка;
  • структурированный по урокам словарь активной лексики;
  • максимальное приближение обучения к реальной жизни: оригинальные англоязычные тексты, обилие информации лингвострановедческого характера с включением элементов различных культур;
  • гибкое планирование и регулярный четкий контроль знаний.

В отличие от печатного варианта пособия, его компьютерная версия обладает рядом ценных достоинств, которые делают ее уникальной по своим возможностям. К ним в первую очередь относится работа над речевым аппаратом. Каждый урок предваряется прослушиванием речи автора пособия, направленной на уяснение особенностей работы в данном уроке, на формирование мотивации учения. Большинство упражнений озвучены, независимо от их конкретной учебной цели. Все это дает возможность учащимся привыкнуть к восприятию речи на слух, готовит речевой аппарат к произнесению иноязычных звуков. Немаловажно также, что учащиеся имеют возможность самостоятельно работать над произношением, соединяя все три образа слова: графический, смысловой и звуковой — одновременно! Здесь же есть упражнения на отработку чистоты звуков и интонации речи.

Еще одной сильной стороной компьютерной версией являются видео уроки, которые стали более важной методической составляющей курса в сравнении с книжно-кассетным оригиналом.

Также необходимо упомянуть, что это первый широко доступный мультимедийный языковой курс, в котором реализована идея дистанционного обучения через интернет: контроль со стороны преподавателя и свободное общение между учениками. Благодаря этому впервые в компьютерную версию REWARD включены все письменные упражнения, упражнения на обсуждение из учебника и рабочих тетрадей.

Перечисленные выше достоинства компьютерной программы позволили нам распределить учебные занятия следующим образом:

Компьютерные уроки под руководством преподавателя, где учащиеся осваивают программу курса в самостоятельном режиме, выполняя языковые и предречевые упражнения, в то время как преподаватель ведет индивидуальную работу с учащимися. В зависимости от необходимости на конкретный момент, преподаватель либо проверяет домашние задания, переходя от одного студента к другому, либо дает индивидуальную консультацию, либо работает над техникой чтения или ведет беседу на актуальную тему, работая над устной речью индивидуально.

Аудиторные занятия с преподавателем. На этих занятиях преподаватель реализует три цели:

  1. создать коммуникативные ситуации общения и вывести в речь приобретенные речевые клише;
  2. развивать навыки чтения, формируя способность извлекать и обрабатывать информацию из прочитанного, составлять разные форматы письма;
  3. подготовить учащихся к комфортному восприятию материала следующего компьютерного урока.

Подводя итоги годовой работы по описанной выше схеме, мы заметили следующее:

У обучаемых появился большой интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов:

  • «вывод на успех» на каждом уроке повысил самооценку учащихся;
  •  интересные и разнообразные формы работы с компьютером повысили мотивацию;
  •  организация ситуаций общения на уроке сформировала легкость в общении и реализовала ведущую возрастную мотивацию — общение.

У преподавателей появился азарт в работе вызванный:

  • профессиональным ростом при освоении новых подходов;
  • удовлетворением от работы, где результат виден после каждого урока.

Проведенный эксперимент позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Отсутствие интереса к учению у обучаемых в большой степени объясняется неумением самостоятельно организовать свою учебную деятельность.
  2. При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе.
  3. Учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

Следует отметить, что наличие хорошо разработанной компьютерной программы вовсе не облегчает работу преподавателя, а помогает сделать ее более результативной.

Литература

  1. Б.В.Беляев «Очерки по психологии обучения иностранным языкам», М., 1965
  2. И.А.Зимняя «Психология обучения неродному языку», М., Русский язык, 1989.
  3. Е.И.Машбиц, «Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы». М.: Педагогика, 1986. 80с.
  4. А.А.Тюков «Проблемные задания в профессиональной подготовке студентов». Сб.: Проблемное обучение в ВУЗе, М., Знание, 1986.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса