Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Мельников Владимир Николаевич

Высший колледж информатики НГУ (ВКИ НГУ), г.Новосибирск

Разработана математическая модель, рассчитывающая с заданным временным шагом себестоимость обучения одного студента и долю каждой статьи расходов в ней, норму прибыли, отношение затраты/результат и позволяющая вычислять в имитационном режиме стоимость кадровых и других управленческих решений, оптимизировать расходы по критерию соотношения стоимости и успеваемости.

Необходимость модели возникла из потребности оценивать себестоимость подготовки выпускника, доли в ней оплаты труда, энергоресурсов, налогов и других расходов, стоимость административных решений, затрагивающих кадровые, материальные, финансовые ресурсы, контингент студентов, учебный план.

После изучения качественных и количественных характеристик ресурсных потоков в ВКИ была составлена феноменологическая, а затем математическая модель, представляющая собой совокупность алгебраических уравнений, выражающих взаимозависимость между параметрами и адекватно описывающих процесс перенесения стоимости труда и ресурсов на конечный "продукт" — выпускника учебного заведения. Модель рассчитывает текущую себестоимость обучения одного студента в зависимости от курса, специальности, формы обучения (экстернат, индивидуальный план). В модели учитывается, что стоимость обучения студента складывается, с одной стороны, из общей инвариантной части, одинаковой для всех обучающихся и вычисляемой путем деления общих расходов на число студентов, с другой стороны, из вариативной части — конкретных расходов на данного студента или отдельные учебные группы (классы), представляющие собой непересекающиеся множества по персональному составу учащихся. Общая часть включает в себя расходы на энергообеспечение, связь, зарплату АУП и другие подобные статьи; вариативная часть — это зарплата учителей, преподающих в данной группе или обучающих конкретного студента, стоимость ресурсов и амортизации средств обучения, используемых только данной группой. При регулярном, обычно ежемесячном, обновлении исходных данных модель выдает результаты, которые могут рассматриваться дирекцией на периодических заседаниях и учитываться при формулировании управляющих решений об оптимизации этих потоков в имитационном режиме по критериям стоимости и качества обучения. Модель дает ответы на вопросы, обычно возникающие в практике управления учебным заведением, а именно: сколько нужно преподавателей разных специальностей при данном количестве студентов, аудиторий, компьютерных классов и посадочных мест, как изменится себестоимость при увеличении числа компьютеров в классах, при разбиении студенческой группы на две подгруппы или, наоборот, при укрупнении групп, при введении или сокращении административной или преподавательской должности, при замене одного профессора двумя ассистентами и др.

В качестве исходных параметров модели используются следующие:

  • количество студентов на текущий момент;
  • количество студенческих групп;
  • количество аудиторий и учебных мест;
  • компьютерный парк в учебных классах;
  • количество преподавателей, их распределение по дисциплинам и учебным группам (классам), квалификационным категориям, разрядам ЕТС;
  • заработная плата каждого преподавателя;
  • объем бюджетных ассигнований по разным кодам экономической классификации и внебюджетных денежных поступлений из разных источников;
  • текущие расходы колледжа и др.

Модель может представлять итоговую годовую сводку значений выходных параметров с заданным временным шагом, которая используется при составлении внутреннего и внешнего отчетов учреждения. Вместе с системой, анализирующей успеваемость (АСУ "Студент"), она позволяет рассчитывать соотношение затраты/результат, если результатом деятельности учебного заведения считать качество обучения. Ее применение упрощается при использовании вместе с бухгалтерскими программами.

Предлагаемая модель может рассматриваться как элемент Системы поддержки принятия решений (СППР) (Decision Support System).

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса