Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция IV

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Яковлев Юрий Борисович

Московский финансово—экономический институт(МФЭИ), г.Москва

В статье рассматриваются концептуальные вопросы реформирования информатизации образования. Предложенный подход, в виде муниципальной модели информатизации образования, обеспечивает эффективное и рациональное решение проблемы в масштабе отдельного региона и всего государства.

Современные условия перехода к рыночным отношениям, демократизация общественного развития, глобальная информатизация требуют разработки соответствующих подходов к реформированию всей системы образования. Центральным звеном системы образования является общеобразовательная школа. Основная тяжесть по решению ее проблем лежит на муниципальном уровне. Опыт централизованного решения этих проблем, в условиях плановой экономики и административно-командных методов управления, показал свою неэффективность.

Базой реформирования системы образования на муниципальном уровне является информатизация общего образования. Процесс реформирования общего образования на муниципальном уровне определяется следующими направлениями: созданием организационно—управленческой базы, построенной на программно—целевых принципах управления; интеграцией образовательной проблематики в социальную, включающую культурно—просветительные, досуговые аспекты и ориентацию на рынок труда; реализацией маркетинговых подходов в области информатизации социального развития детей и молодежи, обеспечивающих частичное самофинансирование развития информатизации общего образования.

Основой организационного управления муниципальной системы информатизации образования должен стать муниципальный ресурсный центр(МРЦИО), который обеспечивает сетевую структуру для муниципальной образовательной информационной среды. Организационная структура МРЦИО является матричной, что соответствует программно—целевым принципам его функционирования, обеспечивает высокую экономическую эффективность и достижение конечных результатов. Одной из главных задач МРЦИО является концентрация на муниципальном уровне ресурсных потоков из различных источников и уровней государственного управления, а также органицация комплексного обеспечения муниципальных образовательных учреждений в области информатизации, включающее: оснащение и сервисное обслуживание средств информатизации; снабжение расходными материалами офисного назначения; разработку и обеспечение учебно—методической базы обучения современным информационным компьютерным технологиям(СИКТ); повышение квалификации и переподготовку педагогических и административных кадров в области СИКТ.

Организационные принципы построения МРЦИО позволяют реформировать общее образование на муниципальном уровне с учетом его неразрывных связей с проблемами социального развития детей и молодежи, такими как воспитание, культурно—просветительная деятельность, организация рационального досуга, ориентация на рынок труда, занятость в сфере информатизации. Программа деятельности МРЦИО предусматривает создание следующих систем: профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовской специализированной подготовки старшеклассников; формирования, отбора и продвижения юных дарований в области СИКТ; обучения в области СИКТ социально—незащищенных групп населения и имеющих ограничения физического развития; обеспечения целевых направлений деятельности, включая производственную деятельность.

Маркетинговые принципы функционирования МРЦИО обеспечивают привлечение значительных финансовых ресурсов потребителей образовательных услуг, включая СИКТ. Ежегодный объем этих ресурсов оценивается на уровне муниципального бюджета в области образования с тенденцией на значительное увеличение.

Эффективное реформирование общего образования на муниципальном уровне требует соответствующего нормативно—правового обеспечения, которое включает: разграничение полномочий органов управления различных уровней в области образования; реализацию эффективных схем перераспределения налоговых поступлений от деятельности муниципальных образовательных учреждений; меры по стимулированию привлечения внебюджетных ресурсов для информатизации социального развития детей и молодежи.

Реализация данной концепции должна быть модельной, то есть обладать свойствами тиражируемости в различных регионах, соответствующих по своим условиям региона(ов), выбранного(х) в качестве опытной площадки для комплексной отработки муниципальной модели информатизации образования. Опыт реализации муниципальной модели информатизации образования должен быть обобщен в виде системы организационного—методического обеспечения информатизации образования на муниципальном уровне(СОМОИО—М). Это обеспечит значительную экономию бюджетных средств.

В настоящее время работы в области отработки концепции, муниципальной модели и программы информатизации на муниципальном уровне, а также разработки СОМОИО—М проводятся в Ногинском районе Московской области при участии МФЭИ и МАГМУ.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса