Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ИПК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Семибратов Алексей Михайлович, Калашникова Елена Владимировна, Калашникова Наталья Григорьевна

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования(АПКиПРО) г.Москва, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования(АКИПКРО), г.Барнаул

В системе повышения квалификации(ПК) актуальна проблема создания учебно-методических комплексов для дистанционного ПК, а, с другой стороны, не разработано содержание, формы и методы подготовки самих разработчиков. В докладе представлен опыт разрешения этого противоречия в совместной деятельности кафедры информатики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и лаборатории дистанционного обучения Алтайского краевого института повышения квалификации.

В докладе рассматриваются вопросы

К основным целям дистанционного повышения квалификации относятся:

  • предоставление участникам курсов повышения квалификации возможности пополнять свои знания в различных областях, совершенствовать способы профессиональной деятельности в рамках выбранных программ повышения квалификации. При этом учитываются опыт практической деятельности и результаты самоанализа педагогической деятельности;
  • обеспечение условий качественного повышения квалификации по актуальным направлениям развития образования, в том числе в области реализации школьных программ;
  • предоставление возможности получить документ государственного образца (удостоверение, свидетельство, диплом о переподготовке), ту или иную квалификационную степень на основе результатов выполнения соответствующих выпускных работ.

Одним из средств организации учебного процесса в дистанционной форме являются учебно-методические комплексы (УМК). Работа с ними требует от педагога, прежде всего умений самостоятельно приобретать и применять знания, работать с предлагаемой информацией, находить нужные средства обучения и источники информации, овладевать способами анализа и проектирования профессионально- педагогической деятельности.

Разработка учебно-методических комплексов для дистанционного повышения квалификации педагогов может осуществляться преподавателями, научными сотрудниками ИПК – авторами, составителями очных учебных курсов. Необходимость использования компьютерных телекоммуникаций как средства организации дистанционного повышения квалификации требует специальной подготовки разработчиков. На этапе подготовки курсов повышения квалификации для коллектива разработчиков решались следующие задачи:

  • согласование целей и задач всех участников курсов, создание благоприятной мотивационно-образовательной ситуации, побуждающей коллектив к саморазвитию, освоению новых видов деятельности;
  • определение содержания повышения квалификации разработчиков учебно-методических комплексов– сотрудников ИПК и форм проведения, адекватных целям и содержанию;
  • согласование программы повышения квалификации и подбор кадров, способных обеспечить ее реализацию.

В результате были вычленены проблемы профессионально-педагогической деятельности сотрудников ИПК, выявлен имеющийся в коллективе инновационный педагогический опыт и обсуждены его основания, сформулированы цели и задачи дальнейшего совершенствования, как индивидуальной деятельности преподавателей, так и коллектива преподавателей и методистов в целом. Преподаватели и методисты с учетом результатов анализа и экспертизы самоопределились на разработку курсов дистанционного повышения квалификации учителей.

В итоге создана программа дистанционного повышения квалификации сотрудников ИПК “Психолого-педагогические и методические основы применения информационных и телекоммуникационных технологий в дистанционном повышении квалификации педагогов”. Основная цель программы состоит в создании условий для освоения коллективом ИПК основ проектировочной деятельности с использованием информационных технологий. Она конкретизируется в следующих задачах:

  • обеспечить освоение проектной деятельности: разработать модель учебно-методического комплекса для дистанционного повышения квалификации учителей; определить концептуальные положения образовательных проектов; спланировать и соорганизовать работы по реализации проектов курсов, совершенствовать умения представлять проект и организовывать его экспертизу и обсуждение и т.д.
  • совершенствовать способы и средства управления самостоятельной учебно-профессиональной деятельностью педагогов, развивать умения структурировать учебный материал курса (в том числе для гипертекстового представления);
  • организовать изучение дидактических свойств телекоммуникаций, освоение умений проектировать учебные занятия с использованием телекоммуникационных технологий, образовательных ресурсов сети Интернет;
  • разработать программу развития инфрастуктуры методической поддержки педагогов края с использованием компьютерных телекоммуникаций.

Программа составлена по блочно-модульному принципу, включает инвариантную и вариативную части. Первый блок – инвариантный

1 модуль – Антрополого-педагогические основания обучения взрослых.

2 модуль – Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании.

3 модуль – Проектирование и экспертиза средств дистанционного повышения квалификации педагогов.

В вариативный блок входят 2 модуля:

4 модуль – Индивидуальное и групповое проектирование УМК.

5 модуль – Телекоммуникационные проекты в образовании.

Формы организации занятий, используемые в ходе описываемых курсов повышения квалификации сотрудников АКИПКРО: дистанционные лекции, практикумы по освоению компьютеров и телекоммуникационных технологий, проектирование учебно-методических комплексов в малых группах, имитационные и демонстрационные занятия, лабораторные, организационно-педагогические игры с имитационным проигрыванием проектируемого педагогами деятельностного содержания; самостоятельная исследовательская работа, рефлексивный анализ своего продвижения в курсах, дистанционные консультации куратора курсов от Академии.

Результатами повышения квалификации преподавателей АКИПКРО по данной программе являются:

  • освоение преподавателями ИПК деятельности по проектированию учебно-методических комплексов, в том числе реализуемых на основе телекоммуникационных технологий;
  • овладение основами организации учебных занятий на основе телекоммуникационных технологий.

Защита и экспертиза разработанных учебно-методических комплексов проходила на базе АКИПКРО с участием сотрудников Алтайского краевого экспертно-аналитического центра. По результатам экспертизы часть комплексов были представлены на международной образовательной выставке “Учсиб 2001. Образование Сибири – XXI веку” и были удостоены малой золотой медали.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса