Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Петрова Светлана Александровна

Московский политехнический колледж (МПК), г.Москва

Рассмотрены некоторые причины неэффективного функционирования учебных заведений и их взаимодействия с рынком труда. Приведена методика расчета времени запаздывания при внедрении новых технологий образования. Обоснована роль стратегического планирования как одного из способов реализации нормального функционирования и динамичного изменения деятельности учебных заведений.

Хронологический анализ принятия решений по подготовке профессиональных кадров, обеспечивающих динамику народно-хозяйственных нужд, показывает, что при проведении крупномасштабных экономических преобразований имеет место фактор запаздывания, которое обусловлено следующими причинами:

  • необходимость оценки существующих потребностей и последующих результатов в изменении профессиональной направленности образовательных программ и связанная с этим задержка в подготовке решений, принимаемых государственными органами управления;
  • сложность связей, реализующих последовательную передачу решений от верхних уровней иерархии образовательной системы к исполнителям;
  • осуществление организационных и ресурсных мер по реализации новых образовательных программ.

Помимо указанного, основная доля совокупной задержки принадлежит времени, затрачиваемому непосредственно на процесс обучения.

Рассмотрим модель образовательной системы с точки зрения временной реализации образовательных программ. Для элементов образовательной системы в качестве входных переменных могут рассматриваться факторы, влияющие на создание, развитие и управление образовательным учреждением (на нижнем уровне иерархии) или всей системы образования в целом (на уровне координации, в органах государственного управления образованием). В роли параметров выступают весовые коэффициенты, характеризующие роль и значимость каждой из переменных при принятии того или иного решения.

В идеале, при отсутствии запаздывания, значение выходной величины может быть определено в терминах теории управления уравнением усилительного звена, а при наличии запаздывания эта зависимость может быть задана реальным апериодическим звеном первого порядка.

Анализ реакции системы на единичное ступенчатое воздействие показывает, что наличие запаздывания в значительной степени влияет на эффективность подготовки кадров, увеличивает ее продолжительность, ведет к повышению расхода народнохозяйственных ресурсов. Так, при допустимой погрешности вычислений 0.05 суммарное запаздывание в обеспечении потребностей рынка возрастает примерно в 1.3 раза. Например, при средней продолжительности обучения в учреждениях высшего образования 58месяцев запаздывание составит 77,3 месяца (6,4 года), а в учреждениях среднего профессионального образования 34 и 45,3 месяца (3,8 года) соответственно.

Таким образом, в условиях запаздывания возникает закономерность в постоянном и прогрессирующем несоответствии потребностей и предложений рынка труда. В подобных условиях роль учреждений среднего профессионального образования, которые в силу небольшого срока реализации образовательных программ являются более мобильными в рыночных условиях по сравнению с высшими учебными заведениями, возрастает.

Тем не менее, сокращение срока запаздывания только за счет длительности обучения не позволит полностью нивелировать несоответствие между существующими потребностями рынка и специализацией выпускаемых образовательными учреждениями специалистов. Встает вопрос о необходимости внедрения технологий опережающего обучения. Его реализация невозможна без анализа и прогноза потребностей рынка труда и рынка сбыта образовательных услуг на среднесрочный и долгосрочный период, без применения методов стратегического планирования для разработки стратегии развития учебных заведений в системе непрерывного образования. Стратегическое планирование становится одним из необходимых условий нормального функционирования и динамичного изменения деятельности учебных заведений, рационального использования собственных и бюджетных средств, привлечения средств из внебюджетных источников, сохранения конкурентоспособности в рыночных условиях.

Литература

  1. Инновации в российском образовании: среднее профессиональное образование. М.: Изд-во МГУП, 1999
  2. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: 1990
  3. Теория автоматического управления/Под ред. НетушилаА.В. М:Высшая школа, 1968
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса