Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

НАУЧНO-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Богословский Владимир Игоревич, Потемкин Михаил Николаевич

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), г.Санкт-Петербург

Феномен научной школы рассматривается в контексте реализации информационного сопровождения образовательного процесса (ИСОП) в исследовательском университете. ИСОП на базе научно-педагогических школ способствует целевой организации информационно-образовательного пространства (ИОП) исследовательского университета педагогического профиля.

Научная школа любого типа — “классическая”, “дисциплинарная”, “проблемная” [4] и т.д., воплощая единство познавательного, коммуникативного и социального аспектов развития науки, традиционно представляет собой естественную форму совместной исследовательской деятельности субъектов инвариантного отношения “учитель (основатель) — ученики (последователи)”.

В многообразии неформальных научно-исследовательских коллективов ученых, атрибутом которых является такой инвариант, научные школы крупных университетов, характеризуемые ярко выраженной педагогической, образовательной функцией, занимают особое место. Исторически это обусловлено тем, что зарождение научных школ происходило главным образом в сфере образования и получило широкое распространение с появлением университетов. Органичное единство научного и учебного процессов, установка на воспроизводство, ”самопополнение” научно-педагогических кадров и подготовку кадров высшей квалификации, ориентация на производство знаний о знаниях — могут быть отнесены к дифференциальным признакам таких школ и позволяют рассматривать деятельность последних в качестве метамодели интеграции науки и образования.

В условиях объединения науки и высшей школы на основе создания сети исследовательских университетов в России, как одного из важнейших направлений очередного этапа развития высшего профессионального образования, уникальность феномена научной школы проявляется в перспективе информационного сопровождения образовательного процесса (ИСОП). В самом широком смысле ИСОП, как компонент комплексного научного сопровождения образовательного процесса, направлено на создание организационных и содержательных основ информационно-образовательного пространства (ИОП), соответствующего современному уровню информатизации общества [1].

Представляя собой в системно-модельном аспекте с позиций современной информационной парадигмы модели многомерного ИОП [3], научные школы исследовательских университетов становятся формами организации ИСОП на основе широкого использования современных информационных технологий как инноваций.

Среди научных школ исследовательских университетов, научная общественная функция которых обусловлена развитием образования, преобладают научно-педагогические школы. Особенностью научно-педагогических школ является их направленность на воспроизводство самого инварианта “учитель—ученики”. Их первейшей функцией является подготовка научно-педагогических исследовательских кадров, способных к инновационной деятельности в образовании. Исследовательские программы таких школ неизбежно связаны с разработкой проблемы педагогической интерпретации условий современной информационно-коммуникативной реальности, а в реализации ИСОП они играют роль центров кристаллизации, концентрации, производства и распространения научно-педагогической информации. Своей деятельностью научно-педагогические школы повышают устойчивость, детерминированность, прогнозируемость и управляемость образовательного процесса [2].

ИСОП на базе научно-педагогических школ, как научно-образовательно-социокультурных подсистем ИОП исследовательского университета создает, в первую очередь, условия для:

  • достижения высокого уровня общей коммуникативной (в том числе в области информационного взаимодействия посредством или с помощью технических устройств) культуры специалистов, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемой в диалогическом режиме;
  • освоения культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации;
  • развития информационного мышления, способности к моделированию информационного пространства и прогнозированию результатов собственной информационной деятельности.

Литература

  1. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. —СПб., 2000. —142 с.
  2. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Информационно-образовательное пространство или информационно-образовательный хронотоп (в порядке обсуждения) // Наука и школа. —2000. —№-5.—С. 41-46.
  3. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Научные школы в информационно-образовательном пространстве педагогического университета // Инновации в системе педагогического образования: Материалы Всероссийской научной конференции “Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования” -Барнаул, 1999. —С.140-144.
  4. Хайтун С.Д. Об историческом развитии понятия научной школы // Школы в науке / Под. ред. С.Р. Микулинского и др. —М., 1977. —С.275-285.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса