Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА КАК СИСТЕМООБРАЗУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЙОНА

Бобровская Людмила Николаевна, Петров Владимир Анатольевич

Межшкольный учебный комбинат Дзержинского района (МУК) г.Волгоград

Необходимость использования информационных технологий во всех сферах жизни общества и отсутствие у большинства школ возможности качественно подготовить учащихся к работе в информационном мире, вызвали к жизни необходимость создания инфраструктуры информационного обеспечения субъектов сферы образования района и выделения Центра информационной технологии как системообразующего элемента этой инфраструктуры в силу специфики его деятельности. Доклад посвящен задачам данного проекта и методам их реализации.

В настоящее время информационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности человека. Сейчас очень трудно представить себе профессионала, не владеющего компьютером как средством для решения определенных задач в работе с информацией (получение, обработка, передача и т.д.). В связи с этим возникает противоречие между высокой потребностью в получении знаний о всех возможностях новых информационных технологий и овладении ими и отсутствием образовательной среды, которая позволила бы эту потребность реализовать.

В рамках школьной программы невозможно, да и не нужно изучать все возникающие новые технологии, но познакомить с ними, дать базовые знания, позволяющие усвоить алгоритм работы — необходимо.

Как правило, школы не в состоянии обеспечить участникам образовательного процесса достаточный уровень знаний новых информационных технологий (включая и сетевые технологии) и предоставить доступ к информационным ресурсам сети Интернет в силу объективных причин:

  1. отсутствие современной компьютерной базы или недостаточная ее оснащенность;
  2. ограниченное количество преподавателей, владеющих современными информационными технологиями;
  3. невозможность привлечения специалистов по техническому и программному обеспечению в связи с низкой оплатой труда в системе образования;
  4. ограниченный доступ образовательных учреждений и учащихся в Интернет в связи с высокой повременной оплатой.

В своем развитии общество достигло ступени, когда все его системы (в том числе и образовательные) и их составляющие тесно взаимосвязаны и образуют единый комплекс, существование которого поддерживается с помощью телекоммуникаций. В то же время существует большое количество различных технологий, овладение которыми требует специальной подготовки. Один учитель информатики (в лучшем случае, в больших школах — 2) не может овладеть ими в силу большого объема и специфики и обеспечить их качественное преподавание. Также школьный учитель информатики не может обеспечить обучение управленческого и педагогического состава школ и следить за всеми программными продуктами, появляющимися на рынке программного обеспечения, и организовать их внедрение в учебный процесс. В связи с этим появляется необходимость создания учреждения, которое могло бы обеспечить решение вышеназванных проблем и являлось бы системообразующим звеном в информационной инфраструктуре. Таким учреждением может стать Центр информационных технологий.

В каждом районе имеются межшкольные учебные комбинаты, которые занимаются технологической подготовкой учащихся школ района, имеют необходимую материально-техническую базу, достаточное педагогическое и техническое кадровое обеспечение и надежную охрану. Поэтому создание таких Центров рационально организовывать как раз на базе таких комбинатов.

МУК Дзержинского района г. Волгограда существует с начала 70-х гг. Основным направлением деятельности МУК (в прошлом УПК) была профориентационнная работа и профессиональная подготовка учащихся 8-11 классов. Центр информационных технологий (ЦИТ) был создан на базе МУК Дзержинского района г.Волгограда, который посещают 4,5 тысячи учащихся из 20 школ района.

Задачами Центра являлись:

  1. Обучение учащихся 1-11 классов информатике и информационным технологиям.
  2. Обучение учащихся, занимающихся на профилях, специализированным пакетам прикладных программ в рамках профессиональной подготовки (бухгалтеры – «1С: Бухгалтерия», юристы – работа с «Гарантом», секретари-референты – Office 2000, дизайнеры – Web-дизайн и т.д.).
  3. Обучение работников учреждений образования основам компьютерной грамотности.
  4. Создание районной медиатеки.
  5. Создание информационно-образовательной компьютерной сети с целью образования единого информационного пространства.
  6. Наполнение содержанием информационно-образовательного пространства.

В настоящее время по вышеперечисленным программам обучается 2,5 тысячи учащихся школ района с 1 по 11 классы.

МУК является аккредитованным учебным центром Всероссийского общества «Знание» по компьютерному образованию взрослых по программам курсов:

  • «Основы работы на ПК (Windows 98)»
  • «Основы работы в сети Интернет»
  • «MS Word 2000»
  • «MS Office 2000 Professional»
  • «1С: Бухгалтерия 7.7»

На август 2001 г. обучено около 250 работников образования района по программе «Основы работы на ПК (Windows 98)».

В рамках реализации программы информатизации предполагается решить ряд проблем района, таких как, организация учебного процесса, улучшение качества работы методической и инспекторской служб района, создание различных баз данных, оказание помощи школам, реализация потребностей учащихся и родителей (как заказчиков образовательных услуг) в освоении новых компьютерных технологий

Происходящие перемены вызвали к жизни необходимость создания инфраструктуры информационного обеспечения субъектов сферы образования района и выделения ЦИТ как системообразующего элемента этой инфраструктуры в силу специфики его деятельности. Поэтому мы ставим перед собой следующие задачами:

развитие Центра информационных технологий как системообразущего элемента инфраструктуры информационной среды района;

организация образовательного процесса и совершенствование управления им с использованием компьютерных технологий;

создание единого информационного пространства.

Для реализации вышеуказанных задач работа ведется по следующим основным направлениям:

  • повышение технической оснащенности учреждений сферы образования района с последующим созданием интранет-сети;
  • организация системы методической поддержки работников системы образования в области новых информационных технологий;
  • повышение информационной культуры учащихся ОУ района.

В рамках нашего проекта мы выделили основные три этапа:

I этап. Подготовительный (2000 – 2001 гг.).

Цель: разработка модели инфраструктуры информационно-образовательной среды района и подготовка кадрового обеспечения проекта.

Методы: моделирование, поисковый эксперимент, наблюдение.

II этап. Поисково-исследовательский (2002 – 2003 гг.)

Цель: уточнение модели и разработка технического и методического оснащения проекта.

Методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование, ранжирование.

III этап. Внедренческий (2003 – 2004 гг.)

Цель: определение условий для эффективной реализации проекта.

Методы: эксперимент, наблюдение, метод экспертных оценок.

Планируется по итогам каждого из этапов представить на конференции обобщенные доклады.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса