Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

Нефедова Вера Ивановна

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО), г.Оренбург

Учреждению в условиях модернизации школьного образования требуется не просто должность “директор школы” или “руководитель”, а сложная профессиональная деятельность. К этой деятельности руководителя необходимо готовить как компетентного профессионала—управленца. Информационные технологии призваны стать эффективным средством обучения в системе постдипломного образования руководящих кадров.

В связи с тем, что значительно возрос круг проблем, решаемых руководителем современной отечественной школой, управление школой в конце XX — начале XXI веков усложнилось. Директор вынужден решать не только проблемы, связанные с организацией педагогического процесса и хозяйственных условий, но и социально—педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы. Кроме того, в связи с расширением самостоятельности образовательных учреждений одной из целей повышения квалификации и стимулирования самообразовательной деятельности руководителя школы становится достижение методологической компетентности. Именно профессиональная направленность образования и самообразования руководителя служит почвой, которая, формируя его методологическую компетентность, позволяет в практической деятельности осуществлять верный методологический выбор. Но вот то, какие методологические знания становятся для директора особо значимыми, и то, как в последствии он ими распоряжается, зависят от его “личностных ориентаций, от тех профессионально значимых качеств, которые включены в его индивидуальность” [2].

Качественное преобразование процесса управления образовательным учреждением в свою очередь требует качественного роста профессиональных специалистов, осуществляющих этот процесс. Дело в том, что в условиях модернизации школьного образования нельзя не согласиться с Вершловским С.Г. [1], который говорит о необходимости процесса управления все более социального, требующего не просто тщательного анализа запросов населения, но и “глубокого изучения внутренних ресурсов школы, способных обеспечить эффективность образовательного процесса”. Кроме того, необходимо учитывать и согласовывать достаточно противоречивые интересы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей. Согласимся с ученым, что для удовлетворения разнообразных запросов потребителей необходима достаточно совершенная образовательная система, “располагающая широким спектром образовательных услуг”.

В настоящее время особое внимание следует уделять повышению квалификации руководящих работников школ, являющихся по сути своей андрагогами. Под их руководством — педагогический коллектив школы, ученики и их родители. Каждый из них нуждается в образовательной среде, имеющей необходимую информацию для решения возникающих проблем как в производственном, так и в социальном и личностном плане.

Совершенно очевидно, что для руководства школой необходим целый комплекс управленческих решений, направленный на обновление профессиональных знаний и умений, приведение их в соответствие с изменяющимися требованиями к современной школе, а также в связи с техническим переоснащением трудового процесса. Очевидно также, что весь педагогический коллектив образовательного учреждения и его руководство должны пройти модернизирующее обучение — обучение тому, что стало необходимо знать и уметь в силу происшедших в жизни изменений для решения актуальных проблем.

Становится понятными причины возникновения потребностей в новом содержании, в новых формах подготовки и повышении квалификации руководящих кадров образовательных учреждений. Причем, современные социальные условия диктуют необходимость непрерывного обучения руководящих кадров, так как отработанная годами схема обязательного повышения квалификации один раз в пять лет не устраивает руководителя современной школы. Кроме того, он вынужден осваивать новые направления деятельности, основанные на информационных и компьютерных технологиях, без которых не может эффективно управлять учреждением.

Следует отметить, что немаловажным является вовлечение каждого директора школы в активный познавательный процесс, предусматривающий применение им на практике знаний теории управления, четкого осознания того, где, с какой целью и каким образом имеющиеся знания могут быть использованы в процессе управления учреждением. Для этого необходимо использовать возможность широкого общения с коллегами из других учреждений своего региона, регионов России и стран мира. Именно профессиональное общение может помочь руководителю построить реальную модель образования для своего образовательного учреждения.

Он должен умело ориентироваться во всех управленческих проблемах и успешно их решать, используя при этом информационные ресурсы единого регионального образовательного пространства и глобальной Сети. Современные информационные технологии способны вовлечь руководителей образовательных учреждений в непрерывный процесс познавательной деятельности, предусматривающий наряду с традиционными и дистанционные формы обучения, которые на наш взгляд, наиболее разумно использовать в непрерывном образовательном и самообразовательном процессах руководящих работников любого ранга.

В качестве примера может быть апробированная модель обучения руководящих кадров всех сельских общеобразовательных учреждений Оренбургской области работе с новыми информационными технологиями, в том числе и компьютерными. В процессе обучения особое внимание было отведено дистанционным формам обучения, в ходе которых предлагаемое специалистами ИПКРО программное и учебно—методическое обеспечение позволяет комфортно работать и (что особенно важно!) определять желаемый уровень профессионализма по использованию информационных технологий.

В условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые “ставят людей перед необходимостью мобильно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска. В то же время и сам человек постепенно все больше осознает свою самоценность и уникальность, свою роль в трансформации общества и его конструировании”. Образ современного человека ассоциируется с образом человека, способного “выстраивать свою жизнедеятельность”. Современный человек должен обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать “ценности самосовершенствования” [5]. Именно этими качествами должен быть наделен руководитель современной школы в условиях модернизации образования. Помогать ему в этом призваны в первую очередь андрагоги в постдипломных образовательных учреждениях.

Позитивным примером в реализации этого перспективного направления деятельности является работа педагогических коллективов опорных школ Оренбургской области по включению всего педагогического коллектива и управленческого аппарата в непрерывный образовательный процесс по решению проблем информатизации образовательного учреждения. Сегодня под руководством главного управления образованием и научно—методическим обеспечением ИПКРО в Оренбургской области работают в единой концептуальной парадигме с учетом проблем модернизации школьного образования около пятидесяти опорных школ, из которых для руководящих кадров сельских школ — более сорока опорных площадок. Эти школы обеспечены профессиональными кадрами в области информационных технологий и являются пунктами информационного доступа единой региональной образовательной среды.

Признание факта, что руководящие кадры, как правило, не хотят учиться, дает право для определения проблем, требующих оперативного решения. Причин для этого много, но “одна из таких причин — опасение, что с учебой связаны определенные компрометирующие обстоятельства” [3]. Задача для организаторов постдипломного образования — построить учебный процесс таким образом, чтобы руководящие кадры имели возможность постоянного (непрерывного) отслеживания своего профессионального роста. При этом самыми эффективными средствами будут информационные технологии.

Возможности информационных технологий постоянно расширяются, предоставляя все новые и новые условия в образовательной среде. И, пожалуй, самым актуальным на сегодняшний момент является то, что применение компьютерных и информационных технологий “способствует положительной мотивации обучения и расширяет его границы, делая при этом сам процесс обучения более наглядным и увлекательным, благодаря чему обучение приобретает дополнительные социализирующие возможности” [4].

Владение информацией повышает мобильность руководителя образовательного учреждения, который способен оперативно реагировать на социальные и экономические изменения в обществе. В ходе образовательного процесса обучающийся получает “два ключа к мобильности” [4]: информативность (способность к обмену информацией) и коммутативность (возможность быстрого образования и изменения связей с субъектами информационного пространства). Коммутативность позволяет пользователю информационного канала не только воспользоваться результатами труда своих коллег для дальнейшего самосовершенствования, но и оценить собственные творческие результаты, что крайне важно для андрагога в постдипломной системе образования.

Литература

  1. Вершловский С.Г. Социально—андрагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско—польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. — СПб. — Иркутск — Plock — 2000. — 242 с.
  2. Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 166 с.
  3. Лесохина Л.Н. К обществу образовательных людей…./ Теория и практика образования взрослых. — СПб.:ИОВ РАО. “Тускарора”, 1998. — 273 с.
  4. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор — директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. — СПб.: ИОВ РАО, 2000.
  5. Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско—польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. — СПб. — Иркутск — Plock — 2000. — 242 с.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса