Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Синиборов Игорь Юрьевич

Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования (ККИПКРО), Красноярский региональный Центр Федерации Интернет-образования, г.Красноярск

В настоящих тезисах делается попытка обнажить пласт проблем, связанных с процессом информатизации системы образования; обосновать концепцию региональной политики информатизации; поделится некоторым опытом разработки краевых целевых программ в области информатизации системы общего образования.

Информатизация – один из ключевых приоритетов в стратегии развития образования. Новейшие информационные технологии (ИТ), особенно при наличии такой составляющей, как развитые цифровые телекоммуникации, обладают неисчерпаемым в настоящее время багажом возможностей.

Современным ИТ, рассматриваемым в школьном контексте, слишком тесны рамки, очерчиваемые предметом «Информатика». Это и неудивительно, ибо их контуры формировались, по сути дела, в эпоху Электронных Вычислительных Машин, предоставляющих свои терминалы в коллективное использование для производства ВЫЧИСЛЕНИЙ путем написания и последующего выполнения программы на каком-либо алгоритмическом языке. Реалии сегодняшних дней таковы, что в МАССОВОМ использовании находятся действительно ПЕРСОНАЛЬНЫЕ компьютеры и периферийное оборудование.

Массовость применения средств ИТ объясняется не только их сравнительной доступностью, но еще и возможностью сориентировать данные средства на эффективное выполнение широчайшего спектра задач. Использующееся при этом программное обеспечение (ПО), будь оно универсальным или узкоспециальным, в подавляющем большинстве случаев совершенно не принуждает пользователя владеть навыками программирования. Более того, четко прослеживается тенденция к созданию таких программ, которые ориентированы на неспециалиста в области ИТ, имеют предельно «дружелюбный» пользовательский интерфейс и развитую справочную систему. Архитектура построения современных программ в известной степени регламентируется заложенной непосредственно в операционную систему идеологией, что способствует стандартизации элементов пользовательского интерфейса и позволяет, при наличии определенных навыков работы с прикладным ПО, осваивать новые программные продукты с минимальными усилиями. Все это помогает сконцентрироваться на выполнении непосредственно самой задачи, затрачивая минимум времени на настройку «инструмента». Приобретение устойчивой системы навыков использования прикладного ПО становится приоритетным направлением освоения ИТ.

В результате, делать основной упор на изучение алгоритмизации и программирования становится в наше время далеко не лучшей практикой. Использование подобных методик не только сильно снижает «коэффициент использования» возможностей ИТ, но, на мой взгляд, приносит определенный вред: если школьник не имел практики использования ИТ вне школьного курса, то, скорее всего, он будет просто неспособен без дополнительного обучения эффективно использовать эти средства. Не лучше ли в такой ситуации оставить безусловно интересную, полезную и достаточно узкую область человеческой деятельности – программирование – уделом факультативов и дополнительного образования? Конечно, содержание школьного курса информатики и соответствующих учебников постепенно входит в русло современных ИТ. Но очень многое зависит от квалификации педагога, от степени его готовности к использованию современных технологий – ведь зачастую учащиеся становятся заложниками устаревших методик.

Диссеминация ИТ в образовательное пространство – процесс, который затрагивает существенно более широкий пласт проблем, чем содержание школьного курса информатики. Использование ИТ учителями-предметниками (например, в качестве коммуникативного средства, или же для создания учебно-методических материалов) позволит повысить их квалификацию и производительность труда. Это означает, что встает вопрос о соответствующей (пере)подготовке широкого контингента педагогических работников. Использование ИТ на уроках позволит повысить качество обучения. Это означает, что система образования нуждается как в развитии базы для разработки образовательного ПО и накопления медиаресурсов, так и в солидной методологической поддержке их применения в обучении. Использование ИТ управленцами позволит не только повысить эффективность их работы, но и усилить общественную составляющую в образовании, создать прозрачную для общества систему управления. Это означает необходимость разработки специальной автоматизированной системы управления образованием с использованием технологий распределенных баз данных и организацией общедоступного web-интерфейса к определенной части информации. Использование ИТ школьными творческими коллективами, занимающимися образовательными инновациями, позволит усилить сетевое взаимодействие между отдельными субъектами. Это означает, что необходимо развивать инфраструктуру образовательных телекоммуникаций и на ее основе обкатывать новые формы и методы сотрудничества. В связи со столь активным проникновением ИТ в систему образования еще предстоит переосмыслить роль учителя-информатика в школьном образовательном пространстве.

Не секрет, что зачастую решение задач информатизации образовательного пространства сводится к чисто техническим аспектам: поставке техники, переоборудованию компьютерных классов, подключению их к Интернету. Бесспорно, это тяжелейшая проблема. Но практика показывает, что такой подход не приводит к ожидаемым результатам. Поставили современное оборудование. Подключили его к Интернет. Отрапортовали. А что дальше? Отлично, если техника начинает работать по назначению. Но нередки ситуации, когда прекрасная техника просто не используется, превращаясь в «памятники информатизации». Поэтому политика информатизации образовательного пространства должна предполагать решение всего спектра проблем в комплексе.

Стратегия решения перечисленных выше вопросов легла в основу системы мероприятий по информатизации общего образования Красноярского края, где в настоящее время, помимо федеральных, действует две краевые программы (http://www.cross-edu.ru/MainProgramPril.htm) – Законы Красноярского края о краевой целевой программе «Стабилизация и развитие образования Красноярского края» на 2000-2003 годы (со значительным разделом по информатизации), и «Информатизация образования: ИТ в общем образовании» на 2001-2004 годы. Программы определяют такие действия, как развитие на территории края образовательной телекоммуникационной инфраструктуры (http://rsi.spb.fio.ru/db/doc/get_thes.phtml?id=59); поставки техники в субъекты краевого образования, а также работающим в рамках краевых инновационных комплексов – КСО, ИОСО, РО – школьным творческим коллективам (на конкурсной основе); создание разветвленной сети (меж)районных ресурсных центров, оснащенных значительным ресурсным и кадровым потенциалом; поставки мультимедиа-библиотек образовательного и развивающего характера. В программах заложены средства на (пере)подготовку в области ИТ работников образовательных учреждений с оплатой проезда и командировочных расходов, методологическую поддержку процесса применения ИТ в образовательном пространстве. Наконец, предусмотрены средства на создание системы автоматизированного управления краевым образованием. Функционирование программы, в то же время, предполагает и привлечение материальных ресурсов субъектов муниципального самоуправления на паритетной основе. Предполагается, что активное использование ИТ образовательным пространством способно улучшить качество, доступность и открытость образования, обеспечить равные возможности его получения, придать мощный импульс развития всей системы образования в целом.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса