Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Богословский Владимир Игоревич

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), г.Санкт-Петербург

Информационное сопровождение образовательного процесса (ИСОП) представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности. Реализация всех рассмотренных направлений ИСОП дает возможность адаптации субъекта образовательной деятельности к условиям современного информационного общества.

Современные подходы к высшему педагогическому образованию предусматривают необходимость учитывать требования мировой образовательной системы, в том числе и повышение научно-исследовательского уровня специалиста в области образования. Основным механизмом решения такой задачи, отражающим возрастающую наукоемкость современного образования, является включение субъектов образовательного процесса всех уровней в научно-исследовательскую деятельность и реализация в этой среде комплексного научного сопровождения [2]. Научное сопровождение может быть рассмотрено как система, раскрывающая целостное взаимодействие научно-методического, информационного и организационно-управленческого компонентов, при этом ценностно-смысловое назначение и содержание каждого вида научного сопровождения определяют личностные приоритеты.

Взаимовлияние научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса на современном этапе развития общества, которое все чаще называют информационным обществом, осуществляется в информационно-образовательном пространстве (ИОП) педагогического университета [4], в котором реализуются современные информационные технологии, обусловливающие ценностно-смысловые и системные характеристики деятельности субъектов образовательного процесса.

Как адаптационная модель глобального информационного пространства ИОП представляет собой:

  • пространство совместной учебной и научной деятельности на основе информационных технологий, электронно-коммуникативных систем и средств;
  • виртуальное пространство гипертекстов, семантических взаимосвязей понятий и тезаурусов;
  • пространство глобальных, региональных и локальных сетей.

Цивилизационная парадигма как новая парадигма информационного общества ориентирована на подготовку информационно грамотных людей, то есть людей, умеющих учиться на протяжении всей своей жизни. Страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, технологическое и политическое, но и культурное отставание, при чем это отставание с некоторого момента, может стать исторически необратимым [1].

Информационное сопровождение образовательного процесса (ИСОП) педагогического университета определяется целью образовательного процесса, характером будущей профессиональной деятельности, предметом, средствами и результатами, и в то же время включает такие материальные условия, которые уже имеются (техническое оснащение) и которые созданы в процессе информационно-педагогической деятельности (научное и учебно-методическое обеспечение).

В современных условиях целями и содержанием информационно-педагогической деятельности образовательного процесса являются сбор данных о субъектах и объектах информационно-педагогического взаимодействия, преобразование этих данных (систематизация, анализ, синтез), переработка, хранение, воспроизведение, размножение и предоставление информации всем участникам образовательного процесса.

ИСОП представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть

Анализ

 

Схема1. Структура взаимодействия информационно-педагогической среды, деятельности и информационного сопровождения образовательного процесса информационно-педагогической деятельности, которое своей целью имеет повышение эффективности образовательного процесса. Отметим, что в отличие от информационного обслуживания информационное сопровождение образовательного процесса включает в себя и получение новых знаний о его субъектах. В основе ИСОП — единство трех функций: информирование о существе информационной ситуации и путях ее решения, диагностика и консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы.

С ИСОП прямо связаны, как минимум, в качестве мотивационного фактора его реализации, информационные потребности, которые в процессе профессиональной подготовки выражаются в форме образовательных потребностей [3]. Если информационная потребность является источником, стимулом развития ИСОП, то итогом его оказываются результаты, удовлетворяющую эту потребность. Причем, в каждом конкретном случае предметом информационного сопровождения является лишь часть, некоторое необходимое множество образовательной информации. С появлением новой информации может измениться информационная потребность и соответственно изменится наполнение информационного сопровождения.

С развитием ИОП и ИСОП как одного из происходящих в нем процессов повышаются требования к информационной культуре участников образовательного процесса, уровень которой напрямую зависит от полноты знаний о производстве, закономерностях развития и совершенствования информационных процессов и технических средств их осуществляющих, который соответствует требованиям современного общественного развития. Вместе с тем информационная культура требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения и применения профессионально-педагогической и образовательной информации. Эту деятельность целесообразно развивать в рамках создания и развития системы ИСОП.

Таким образом, ИСОП включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, позволяющей человеку активно функционировать в современном информационном обществе.

В этой связи можно выделить несколько направлений ИСОП:

  • формирование общей информационной культуры, выработка адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов;
  • привитие человеку функциональной информационной грамотности;
  • формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере;
  • формирование системы информационных ценностей и развитие индивидуальности в информационной сфере;
  • выработка навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимым для этого багажом знаний.

Реализация этих направлений дает возможность достижения главной цели информационного сопровождения — адаптации субъекта образовательной деятельности к современной информационной среде и формирования у человека уровня информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности.

Литература

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.
  2. В.И.Богословский. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. —СПб., 2000. —142 с.
  3. В.И.Богословский, В.А.Извозчиков, Е.В.Каширина, Е.А.Тумалева, О.Н.Шилова. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности // Наука и школа. —1999. —№ 6.— C.35-40.
  4. В.И.Богословский, В.А.Извозчиков, М.Н.Потемкин. Информационно-образовательное пространство—область функционирования педагогических информационных технологий // Х юбилейная конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”.Часть.Ш. —М.: МИФИ, 2000. — С.103-104.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса