Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

МУЛЬТИМЕДИА КАК СОЦИОГУМАНИТАРНЫЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАНИЯ

Смолянинова Ольга Георгиевна

Красноярский государственный университет (КГУ) г.Красноярск

В работе представлены размышления автора о методологических проблемах использования мультимедиа в учебном процессе. Выдвинута идея необходимости введения в мультимедиа программах перенастраиваемого электронного персонажа или агента, которого можно создать или удалить из программы. Описаны психологические обоснования данной идеи.

В последнее время остро стоит задача построения адекватной относительно современной ситуации формы образовательных процессов, гармонично включающих в себя информационные ресурсы, в частности мультимедиа технологии, и способствующие, становлению реальной, а не декларативной компетентности в информационном пространстве.

На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее остро стоит проблема методологических исследований в области изучения и использования мультимедиа как в высшем, так и среднем образовании. Проведение всесторонних исследований позволит ответить на массу практических вопросов, которые до сих пор остаются без ответа. Среди них следующие. Что необходимо изменить в учебных мультимедиа продуктах, чтобы они стали востребованными, как обучающимися, так и преподавателями? В чем заключаются особенности использования мультимедиа в обучение под контролем преподавателя и в дистанционном режиме? Каковы особенности мультимедиа средств в виртуальном компьютерном мире? Поиск ответов на вышеперечисленные вопросы является тематикой научных исследований, размышлений и раздумий, которыми автор хотел бы поделиться в рамках данной работы.

Основная идея, которая является ключевой для ответа на вопросы, связанные с низкой эффективностью мультимедиа сред и "отторжением" их участниками учебного процесса заключается в следующем. Мультимедиа программам не хватает коммуникативного посредника, который позволял бы переключать обучаемого из коммуникации "человек-человек" в коммуникацию "человек-компьютер" (т.е. легко и органично перемещаться из мира реального в мир виртуальный). Этот посредник (или агент, или персонаж), должен уметь "меняться" и "подстраиваться" под обучаемого, под его способ восприятия учебной информации, под его настроение, под его "видение" образа "виртуального учителя" (или учителей).

Суррогатные, формы интерактивного диалога даже самой красочной мультимедиа программы вызывают отторжения у многих пользователей как раз за счет половинчатости формы человеческого общения.

Остановимся более подробно на проблеме понимания в процессе работы с обучающей мультимедиа программой. Из психологии известно, что существуют два главных условия понимания: мнемическое и целевое. Человек — существо социальное. Понять он может только то — что находит отклик в его памяти. Лучше всего, человек понимает то, что соответствует его внутренним установкам, прогнозам, гипотезам. Кроме того, на понимание влияют еще два условия: эмпатическое и ценностно-нормативное. Мультимедиа программы представляют лишь фрагменты, определенные формы межличностного общения, поэтому они не полноценны с точки зрения реализации эмпатии.

На наш взгляд, именно информационный посредник, персонаж, будет способствовать гуманизации процесса обучения, "очеловечиванию" мультимедиа информационной среды. И такой, оживший «мультимедиа – дух», к которому обучаемый будет испытывать доверие, которым можно будет управлять, причем не только ученику, но и учителю, сможет незаметно и органично переносить человека из мира реального в виртуальный и обратно, не вызывая смятения в душе, отторжения и отчужденности. Причем, взрослым мультимедиа персонаж нужен не меньше, чем детям, только он конечно должен быть другим. Может в образе человека другого пола, или «ожившем» образ любимого учителя.

На мой взгляд, должна быть возможность следующих манипуляций с персонажем — агентом межу мультимедиа учебной средой и обучаемым:

  • Выбрать персонаж (возможно несколько персонажей, кому-то необходимо коллективное обучение, соревновательность)
  • Убрать персонаж с экрана (или отключить одну из его функций)
  • Изменить персонаж
  • Сконструировать (или в простейшем случае ввести) свой персонаж, задав его образ, характер, реплики.

Последняя возможность очень важна для преподавателя, использующего мультимедиа как в очном, так и в дистанционном обучении. Теперь преподавателю, наравне с обучаемым, разработчиком мультимедиа программы, автором учебного курса принадлежит активная роль в процессе обучения. В этом случае все участники образовательного процесса «играют на общем поле». Правда, обучаемый, как человек свободный, теперь может сказать «Спасибо, дорогой образ, ты мне не подходишь. Скройся. Я выберу себе другого учителя, друга, партнера, собеседника.» И в этом смысл гуманизации и открытости образования.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса