Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [стендовый доклад и публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Соколова Ольга Ивановна

Ростовский Государственный Педагогический Университет (РГПУ), г.Ростов-на-Дону

В статье рассмотрен подход к формированию информационной среды педагогического вуза, дано определение информационной среды педагогического вуза, рассмотрен сайт университета как компонент этой среды.

Развитие системы высшего профессионального образования, в том числе и многоуровневого педагогического, в России происходит под воздействием как собственно российских, так и глобальных мировых факторов, что предполагает учет влияния не только внутренних параметров, но и факторов внешней среды, к которым относится информатизация высшего образования, создание инфраструктуры телекоммуникаций и информационных взаимодействий. Как отмечают исследователи, она обладает такими специфическими особенностями, как: 1)существенное преобладание информационных процессов над материальными, 2)преобладание человеческого фактора по сравнению с иными, 3)высокая инерционность процессов системы образования. Данные особенности системы образования свидетельствуют о том, что она является весьма сложной, причем открытой системой.

В 90-е годы в отечественной и зарубежной педагогике утверждается понимание новых возможностей информатизации образования. В частности ряд исследователей (Я.А.Ваграменко, А.В.Хуторской, Н.В.Брановский и др.) утверждают, что информационные технологии могут стать основой проектирования и моделирования новой развивающей среды и обучающего пространства, названных в ряде исследований «информационное пространство» и «информационная среда».

Ряд авторов отмечают, что информационная и информационно-педагогическая среды имеют характер не только управляемого развития, но и саморазвития (Ю.Л.Климонтович, И.С.Добронравов, В.А.Цикин и др.). Основными принципами, лежащими в основе развития и саморазвития информационных сред, по их мнению, являются:

  • открытый характер информационно-педагогической системы;
  • процесс организации, самоорганизации и развития предполагает согласованность всех участников информационного процесса;
  • многовариативный характер развития информационной среды.

Информационно-педагогическое пространство, также как и информационно-педагогическая среда, по мнению авторов (Т.Ю.Китаевская, В.Н.Соловьев, Е.А.Мясоедова, А.М.Подрейко и др.), обеспечивает возможность развивать у потребителей информации информационную культуру.

Информационная культура имеет различные толкования: как понимание современной картины мира (В.А.Извозчиков); как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н.Соловьев) и т. д. Нам кажется, что наиболее полно понятие информационной культуры дано у Михайловского В.Н.:

  • новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
  • свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
  • новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В развивающемся опыте создания информационной среды РГПУ используются следующие принципы ее организации:

  • приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения;
  • системная интеграция информационных объектов и технологий (информатизация вуза сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные объекты и технологии станут не инородными элементами, а будут естественным способом интегрированы в процесс функционирования вуза);
  • поэтапность формирования информационной среды (всеобъемлющая и одновременная информатизация вуза невозможна по чисто экономическим причинам);
  • открытость информационной среды, которая должна позволить интегрироваться в информационную среду региона, отрасли, страны и международное информационное пространство.

В РГПУ большое значение имеет работа по целенаправленному формированию информационной среды университета. В ее проектировании автор опирается на имеющиеся теоретические и практические данные. Так, В.И.Швецов отмечает, что информационная среда вуза включает в себя программные системы, базы данных и технологии работы, поддерживающие процесс управления организационной деятельностью вуза. Необходимо отметить, что соответствующие средства отличаются от традиционных следующими основными особенностями:

  • ориентированы на поддержку процесса принятия решений руководством, т. к. от этих решений в наибольшей степени зависит жизнедеятельность организаций (а не моделируют существующую "ручную" технологию ведения документооборота);
  • работают с интегрированной совокупностью данных (а не с данными, разбитыми по отделам, службам или подсистемам).

Так, Б.П.Овечкин, О.Н.Подковырова понимают под единым информационным пространством вуза информационную среду, в которой существует иерархия методов для создания информационных ресурсов и работы с ними. Информационными ресурсами вуза будем называть — любые данные, информацию, знания, источниками или потребителями которых выступают студенты, аспиранты, докторанты, преподаватели и сотрудники вуза.

Под информационной средой педагогического вуза будем понимать одну из сторон его деятельности, включающую в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях.

В любом современном процессе создания и применения информационных технологий обязательно присутствуют следующие главные компоненты: прикладная информация; аппаратные и программные средства; конечный пользователь-потребитель информации. Инструментами формирования информационно-педагогической среды РГПУ служит тематический Web-сайт, локальная сеть.

Информационная среда РГПУ включает: локальную сеть главного корпуса РГПУ, состоящую из 47 компьютеров, в том числе 2 компьютерных классов и компьютера административной части; сервер РГПУ, содержащий почтовый сервер, службу рассылки, Web-сервер.

На Web-сервере размещен сайт РГПУ, состоящий из 5-х разделов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный сетевой ресурс.

Названия разделов: Лингвистический Институт, Институт экономики, управления и права, студенческий журнал «Студень», Конференции, история РГПУ. Лингвистический Институт в свою очередь делится на: Проект Cultural Values — Культурные ценности, Электронный журнал «Образование. Лингвистика. Коммуникация&Технологии», Российская коммуникативная ассоциация, Домашние страницы студентов. В стадии разработки находятся: раздел поиска в Интернет, Международный проект "Глобальные и региональные аспекты многокультурного образования" РГПУ –ПГУ. Работа над информационным наполнением Web-сервера продолжается.

Официальный язык Сайта — русский. Сайт является собственностью РГПУ, представляя собой легальное приложение к его официальной Домашней Странице, зарегистрирован за № 0220007019 в Гос. центре "Информрегистр". Регистрационное свидетельство № 6493.

Благодаря интенсивному развитию компьютерных сетей и компьютерных технологий, происходящему в настоящий момент, количественный рост информации гораздо превосходит качественный и структурный. Такая ситуация вызывает потребность создания универсального справочного средства для предоставления краткого достоверного обзора доступных сетевых материалов, адекватных современной ситуации в данной области.

Вследствие регулярного обновления сайта, будет сохраняться его актуальность по отношению к последним научным достижениям (авторефераты научно-исследовательских работ, электронные журналы, подборки материалов в данной области).

Сайт РГПУ включает значительное количество информации о научной работе в РГПУ. База данных Сайта предоставляет уникальную возможность доступа к материалам, связанным с различными областями педагогики, а также со смежными ей науками. Поэтому данный Сайт можно рекомендовать в качестве многоуровневого справочного средства, рассчитанного на самый широкий круг пользователей (от профессионалов до любителей). Эффективный дизайн Сайта способствует быстрому обнаружению необходимых ресурсов, повышая таким образом экономичность использования Интернет-соединения.

Принимая во внимание то, что данный Сайт является уникальным сетевым документом, можно предположить, что его появление будет иметь благоприятное влияние на разработку документов, направленных не только на представление пользователю новой информации, но и на её структурирование. Авторы настоящего проекта выражают надежду, что тенденция создания аналитических сетевых документов подобного вида получит широкую популярность, таким образом дальнейшая структуризация сетевых ресурсов приведёт к повышению их прагматической значимости.

Дальнейшее развитие Сайта предусматривает включение новых разделов, возможность подписки на новые поступления, размещение электронных материалов по разрабатываемой тематике (материалы конференций, публикации, отклики). Таковы основные черты информационно-педагогической среды РГПУ.

Литература

  1. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 56.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса