Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Туранова Лариса Михайловна

Красноярский государственный университет (КГУ), г.Красноярск

Тезисы содержат анализ возможностей использования предметно-ориентированных учебных сред в организации и управления процесса обучения, а также некоторые мысли о путях их совершенствования.

Информатизация образования может способствовать реализации целостности и фундаментальности образовательного процесса, ориентации на интересы развития личности и новые формы организации познавательной деятельности учащихся, построенных на принципах дифференциации, деятельностного подхода к обучению, индивидуально ориентированной технологии обучения.

Система обучения является сложной системой, которая включает объекты деятельности, объекты обучения, а также цели, содержание, средства обучения, организацию обучения. Система обучения постоянно находиться под воздействием социальной среды. Для управления всем ходом обучения необходимо учитывать информационные изменения.

В процессе подготовки используются, как правило, наиболее распространенные схемы коммуникации на разных уровнях управления и пр.

Информационная революция, определившая переход от индустриального общества к информационному, меняет основной вид коммуникации общества, приоритетными становятся телекоммуникации. Индикатором развития общества является степень использования в системе образования плодов научно-технического и общественного прогресса, одним из которых, безусловно, является информационные, телекоммуникационные технологии, что создает предпосылки для перестройки системы образования.

Использование информационных сред в процессе обучения становится модным, популяризируется использование предметных информационных сред, что позволяет:

  • реализовать технологию индивидуально-ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, научных проектных заданий;
  • реализовать дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим и возврату к запущенному материалу отстающим;
  • реализовать индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления (для мультимедийных сред)
  • реализовать использование форм самостоятельного обучения
  • и другие принципы обучения.

Описанные предметные информационные среды, тем не менее, больше похожи на электронные учебники и полезны в переходный период, т.к. содержательно ценность описанной среды в подборе теоретического материала, лабораторных и контрольных заданий.

Предметная информационная среда, на наш взгляд, должна быть ориентирована на участие индивида в принципиально новом виде коммуникации, ориентированный на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии. Считаем необходимым строить предметные информационные среды, способствующие формированию:

  • умений принятия решений;
  • умений ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;
  • умений решать учебные задачи;
  • способностей усваивать культуру использования различных информационных систем;
  • рефлексивной культуры человека;
  • телекоммуникационного этикета;
  • способности к коллективным видам деятельности.

Кардинально должны измениться и формы контроля от реферативно-иллюстративных к активным деятельностно-ориентированным.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса