Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Чашников Леонид Алексеевич

Восточная средняя школа №2, п.Восточный, Омутнинский район, Кировская область

В докладе рассматривается опыт работы областной научно — экспериментальной площадки по созданию информационно — аналитической системы управления школой.

Требование сегодняшнего времени — использовать современные информационные технологии в управленческой деятельности школы.

Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов:

  • объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;
  • механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;
  • работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;

В рамках экспериментальной работы, проводимой Кировским департаментом образования на базе Поломской средней школы Белохолуницкого района и Восточной средней школы №2 Омутнинского района, идет реформа управления учреждениями образования.

В школе создана локальная электронная сеть, образующая информационно — аналитическую систему (ИАС).

ИАС позволяет решить ряд задач:

  • обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно целесообразными информационными потоками;
  • иметь возможность сосредоточить информацию о всех сторонах образовательного, хозяйственного процессов в едином банке данных;
  • создать условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ЭВМ;
  • дать возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности;
  • организовать ведение внутришкольного контроля и инспектирования на базе объективных данных анализа.

Информационно-аналитическая система имеет в своей структуре следующие блоки:

  1. Нормативные документы в области образования.
  2. Основные документы школы.
  3. Локально-правовые акты школы.
  4. Планы, программы, отчеты школы.
  5. Административные совещания.
  6. Методическая работа.
  7. Управление.
  8. Педагогические кадры.
  9. Учащиеся школы.
  10. Организация образовательного процесса.
  11. Образовательные направления школы.
  12. Родители, социальное окружение, органы самоуправления.
  13. Библиотека.
  14. Финансово-хозяйственная деятельность.

Освоение информационно-аналитической системы с использованием локальной сети ЭВМ требует адаптированного программного обеспечения. Нами написан пакет программ «Электронный офис руководителя школы», который предлагается вашему вниманию на лазерном диске, который мы апробировали в ряде школ нашей области. В этот пакет входят следующие программы:

  • Конечные результаты работы школы;
  • Внутришкольный контроль;
  • Электронный классный журнал;
  • Журнал учета замещений;
  • Табель учета рабочего времени;
  • Итоги работы учителей;
  • Итоги работы школы за год;
  • Учебная нагрузка;
  • Тарификация;
  • Отчет за четверть;
  • Движение учащихся;
  • Учебный план;
  • Расписание уроков;
  • Шаблоны.

Созданная и развернутая информационно — аналитическая система школы позволяет:

Администрации

  1. Вести управление по результатам деятельности.
  2. Принимать эффективные управленческие решения.
  3. Четко видеть динамику происходящих в школе изменений.
  4. Объективно оценивать деятельность педагогических работников.
  5. Повысить уровень организации управленческого труда.

Педагогическим работникам

  1. Управлять познавательной деятельностью обучаемых.
  2. Отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся.
  3. Принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учащихся.
  4. Целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.
  5. Получить доступ к педагогической информации школы.

Представителям учредителя, методическим службам

  1. Иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.
  2. Корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.

Учащимся и их родителям, представителям общественности

  1. Иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса.
  2. Оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.

Освоение ИАС позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создает резервы для работы в режиме развития. За последнее время накоплено значительное программное обеспечение для диагностики, анализа, организации образовательного процесса и делопроизводства. Разработанные нами программы использовались при аттестации учреждений образования, что позволяет сделать результаты работы каждого управленца школы открытыми и максимально объективными.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса