Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция IV

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Путилло Лидия Витальевна

Социально-экономический университет, г.Москва

Знание, бесспорно, имеет социальное значение, при этом в рамках информатики это значение фиксируется в понятии информационный ресурс общества — «отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме».[i] Активизация информационного ресурса является условием эффективного социального управления и развития. Управление знаниями мы и рассматриваем как механизм активизации информационного ресурса.

Уточним, что социальный смысл образовательного пространства проявляется как феномен порядка сосуществования элементов сферы образования, имеющих социальное значение. Знание как информационный ресурс, попадая в образовательное пространство, подчиняется этому порядку.

Управление знаниями, хотя этот термин и не использовался, всегда имело место – предметная организация знания, образовательные стандарты, программы учебных курсов, трансляция знания и т. д. – все это «управление знаниями».

Однако, в динамичном мире информации статичные «стандарты» перестают выполнять эту функцию, поскольку в ходе информатизации параметры порядка, которым подчиняются знания, претерпевают существенное изменение. При этом личностные знания, лишенные источника системности и целостности, перестают выполнять функцию моделирования мира.

Представляется, что современный уровень организации знания в образовательном пространстве требует выявления «параметров порядка» знания на информационном уровне, где его элементы перестают рассматриваться как «вещи», «модули» или как «субстанция». К этому обязывает и изменившиеся представления о пространстве, которые в современной культуре соотносятся не с порядком «вещей», но с порядком «состояний» («событий», «фактов»). Состояние знания в информационном аспекте – есть состояние знаковых систем представления знания.

Необходимость системности знания заставляет рассматривать множество знаковых систем представления знания как метасистему, или язык образовательного пространства, который можно считать моделью состояния знания в образовательном пространстве.

Таким образом, в основе управления знаниями лежит язык образовательного пространства, рассматриваемый в статике как знаковая система и в динамике — как образовательный дискурс. Модель состояний, событий, фактов в образовательном пространстве можно в информационном аспекте описывать как язык, дискурс.

Социальные аспекты управления знаниями как организации языка образовательного пространства заключаются в следующем: язык образовательного пространства как система знания можно считать социальной матрицей знания, которая является необходимым условием развития индивидуальности, проявляющейся в коммуникации, в дискурсе.

Без обновления механизма управления знаниями информационные и телекоммуникационные технологии «впишутся» в образовательное пространство лишь в качестве инструментов повышения эффективности неадекватного современным реалиям информационного ресурса, тем самым не только не выведут образование на новый уровень, но могут задержать этот процесс.


[i] Соколова И. В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М. 1999

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса