Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция V

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РИСКА С ОСНОВАМИ ИНФОРМАТИКИ И ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Веселова Надежда Николаевна

Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО), г.Москва

Доклад посвящен проблемам школьной адаптации детей группы риска в условиях пропедевтического ознакомления их с основами информатики.

Для современной цивилизации характерен переход к постиндустриальному этапу. Этот процесс сопровождается глубоким кризисом, затронувшим экономические, социальные и духовные стороны жизни россиян. Не остается в стороне от общественных процессов и школа. Очевидным становится углубление разнородности её детского состава, на что указывают обобщенные данные последних лет: до10% детей безнадзорны, 45% имеют отклонения в физическом и нервно-психическом статусе, у 28 % — хронические заболевания. Констатируется не только наличие полярных групп с разными стартовыми условиями, но и тенденция увеличения количества детей, отнесенных к группе риска школьной дезадаптации. В начальной школе их число составляет порядка 20 % , а средней — от 30 до 40%. Ведущим в характеристике детей риска является физическая и психическая ослабленность, пониженная работоспособность, низкий темп деятельности и психосоциальная запущенность (Г.Ф.Кумарина ).

Состояние телесного, душевного и социального благополучия школьников вызывает обоснованную тревогу у педагогов, родителей и общественности . Так за время обучения в школе его показатели снижаются в 1,5 — 2 раза (М.М.Безруких ).

Школьная дезадаптация, рассматриваемая как результат рассогласования ребенка с требованиями образовательного пространства, проявляется на поведенческом и учебном уровнях (Г.Ф.Кумарина). Последний выражается осложнениями процесса овладения учебными навыками. Исследования проблемы школьной дезадаптации свидетельствуют, что за последние 20 лет количество учащихся, не справляющихся с учебной программой, увеличилось на 30%.

В условиях пропедевтического ознакомления младших школьников основам информатики необходим учет таких психофизиологических особенностей детей риска школьной дезадаптации как пониженная работоспосбность и низкий темп деятельности. Это мотиривированно тем, что новое зарождающееся общество, называемое чаще информационным, задает более высокий темп жизни и деятельности человека, определяемый секундами. В таком обществе компьютер становится не только средством коммуникации, но и инструментом времени. Набор новых требований со стороны компьютерной среды, недостаточность психических и физических ресурсов детского организма, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать значимые устремления в будущем становятся источником тревоги. Длительное пребывание в тревожном состоянии нарушает равновесие в системе среда — человек, что может привести к разрушению адаптационных механизмов при выходе в область запредельных возможностей ребенка. Ухудшается и без того далеко не благополучное состояние здоровья. Быстрый темп деятельности, задаваемый ребенку риска компьютером, можно сравнить с его «перелетом на самолете » из одного часового пояса в другой, в то время как организму для адаптации к новым условиям требуется плавность переходного процесса. Обеспечить такой переход способны электрифицированные прописи и рабочие тетради, которые будучи средством пропедевтического ознакомления младших школьников с основами информатики (Н.Н.Веселова, ИТО- 2000), выполняют еще и адаптационную функцию.

При разработке компьютерных программ, ориентированных на учащихся младшего и среднего возраста, следует иметь в виду , что в школьном населении выделяется особая группа детей, предрасположенных к быстрому утомлению.

Литература

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.— 336 с.
  2. Веселова Н.Н. Электрифицированные прописи и рабочие тетради как средство пропедевтического ознакомления младших школьников с основами информационных технологий на этапе обучения письму / / Тезисы докладов Х выставки-конференции «Информационные технологии в образовании», М.,2000. Ч. II. С. 213 –214 .
  3. Зайцев Г.К.Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.
  4. Карнаух В.К. Волны цивилизации: Учебное пособие. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. — 92 с.
  5. Коррекционная педагогика в начальном образовании:Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф.Кумариной.— М.:Издательский центр «Академия»,2001.— 320 с.
  6. Тревога и тревожность /Сост. И общая редакция В.М. Астапова. — СПб.:Питер,2001. — 256 с.
  7. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие вузов гуманит. профиля. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 352 с
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса