Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция V

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ С ДИСТАНЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Павлов Анатолий Павлович

Центр информатизации, социальных технологических исследований и социологического анализа (Центр ИСТИНА), г.Москва

Традиционные технологии обучения в современных условиях обеспечивают необходимое качество образования лишь для контингента обучаемых посещающих общеобразовательные школы и не позволяют в полной мере использовать педагогический потенциал наиболее квалифицированной академических кадров. В особой степени это относится к больным детям и детям-инвалидам учащимся как в обычных общеобразовательных, так и в специальных школах и находящихся в больнице на лечении.

Принципиально новые возможности для решения этих проблем открывает развитие дополнительного образования (ДО) с использованием новых информационных технологий (НИОТ), которое позволяет обеспечить новый уровень доступности образования при сохранении его качества и сокращения удельных затрат на одного обучаемого.

Сохранить и донести до таких учащихся необходимый объем знаний позволяет использование компьютера для дополнительного обучения.

Систематическое использование компьютера дома или в больнице для основного и дополнительного обучения позволит приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с хроническими заболеваниями, послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.

В сложившейся системе образования больных и инвалидов действует ряд факторов, крайне негативно сказывающихся на качестве обучения. К ним относятся: необоснованный рост социального неравенства школьников и абитуриентов, в праве на образование (сокращенная учебная программа) при поступлении в средние специальные учебные заведения и ВУЗы. Оно выражается в том, что получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Это не только отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей, но и многократно усиливает социальную напряженность и криминализацию в среде молодежи. Расширить доступ инвалидов, к образовательным программам и посильной трудовой деятельности возможно широко внедряя новые информационно-образовательные технологии (их спасение – через образование).

Интеграция современных информационных технологий в систему дополнительного образования (ДО) больных детей и детей-инвалидов на базе элементов новой информационно-образовательной технологии (НИОТ) и развертывание системы дистанционного обучения, разработанной Центром ИСТИНА для решения следующих, требующих безотлагательного решения, проблем:

  • систематическое использование компьютера в учебном процессе с целью приобретения начальной профессиональной подготовки детей с хроническими заболеваниями;
  • обеспечение с помощью НИОТ возможности получения больными детьми и детьми-инвалидами дополнительного образования по предметам, способствующим социализации больных детей (факультативные занятия по граждановедению, основам безопасности жизнидеятельности, знакомство с мировой и Российской культурой), развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.
  • создание программы дополнительных факультативных занятий для больных детей, учащихся старших классов школы, согласно которой они в игровой форме могли бы приобрести недостающие навыки и знания по изучаемым предметам.
  •  развитии творческих способностей и начальных профессиональных навыков (курс компьютерной грамотности, направленный на приобретение устойчивых навыков работы на ПЭВМ, навигация в ИНТЕРНЕТ, которые лягут в основу будущей профессии).
  • широкомасштабное внедрение ИНТЕРНЕТ – технологий в учебный процесс.

Наша задача адаптировать уже имеющиеся опыт создания и использования НИОТ для решения проблемы обучения инвалидов, а также интегрировать практический опыт работы с больными детьми и детьми-инвалидами в компьютерные специализированные информационно — обучающие системы.

ДО на базе НИОТ позволит расширить возможности обучения, обеспечит повышение общекультурного уровня и социализации больных и инвалидов.

Проект базируется на уже имеющемся большом научном и практическом опыте полученном Центром ИСТИНА при выполнении программы Министерства образования РФ «Электронный факультет» и участниками работы при выполнении работ по грантам ИОО: по разделу «Среднее образование» конкурс «Дополнительное образование» № SA820-98.

Основу исследований составляют методические и технологические наработки Центра, ранее использованные в создании ЭОС для различных категорий обучаемых и НИОТ, включающая технологию создания обучающих подсистем, экзаменационных и информационно-поисковых подсистем, технология схематизации учебных текстов.

Решением Правительства Москвы в 1996 году в каждом московском округе созданы школы для надомного обучения больных детей и детей-инвалидов. В школе №371 обучается в течение года 2000 больных детей находящихся на лечении в больницах, и 50 больных детей и детей-инвалидов на дому и в школе. По медицинским показаниям такие ученики имеют сокращенное количество учебных часов в неделю. Объем учебной нагрузки учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в 1-3 классах, 10 часов в неделю в 4-7 классах, 11 часов в неделю в 8-9 классах, 12 часов в неделю 10-11 классах. В связи с этим в учебную программу (школ надомного обучения города Москвы) входят только основные предметы, такие как математика, русский язык, иностранный язык, история, химия, физики, биология. Для того, чтобы компенсировать отсутствие некоторых учебных предметов для способных учащихся можно ввести дополнительное образование, однако оно не может быть традиционным. Возможным выходом из такой ситуации может бать создание системы дополнительного обучения для больных детей, учащихся старших классов школы. Создание такой системы позволило бы обеспечить возможность непрерывного обучения для старшеклассников, готовящихся к поступлению. Хронически больные дети ежегодно проводят 2-3 месяца в больнице и единственная возможность не прерывать обучение, это система ДО.

Уникальность такого проекта заключается синтезе богатого педагогического опыта работы учителей школы № 371 с больными детьми с новой информационно-образовательной технологией (НИОТ), разработанной центром ИСТИНА. В результате дополнительное образование по различным предметам становятся единой частью комплексной концепции обучения. До настоящего времени подобный подход не был реализован ни в одной из школьных обучающих систем, которые ориентированны на изучение отдельных дисциплин. Ни одна из разработанных на сегодняшний день, обучающих программ не имеет связи между отдельными дисциплинами школьной программы, содержит неизменяемый набор тестов и дидактических материалов и, таким образом, не направлена на дальнейшее развитие. Все эти недостатки устранены в концепции “Электронный факультет” (http://www.istina.inion.ru), которая, позволяет проводить как полностью индивидуальное обучение, так и обучение в группе. Планировать индивидуальный график обучения в соответствии с заболеванием ребенка, ликвидировать отставания по отдельным предметам или темам, проводить самостоятельный индивидуальный контроль с помощью тестовой системы, являющейся частью учебного материала, а также осуществлять связь между отдельными дисциплинами курса. Система предусматривает возможность изменения дидактических материалов, введение различных уровней сложности и выбора индивидуального темпа обучения, что особенно важно для данной категории детей.

С другой стороны, дополнительные возможности для ДО предоставляет быстрое развитие Интернет, а также комплексное использования других, в том числе некомпьютерных НИОТ.

Программно-техническая база для массового использования информационных технологий и средств телекоммуникаций в дополнительном обучении быстро расширяется и становится доступной сегодня не только учебным заведениям, но и многим гражданам.

Домашний компьютер становится повседневным инструментом. Темпы распространения новых информационных технологий и средств телекоммуникаций в России высокие, но они объективно, учитывая масштабность территории, должны быть еще выше.

Проблема создания системы для дополнительного обучения больных детей и детей-инвалидов, в составе которой бы имелся раздел методического обеспечения обучения больных детей и детей-инвалидов с помощью новейших технологий, поднимается впервые. Процесс обучения детей с хроническими заболеваниями имеет следующие особенности, которые могут быть решены в рамках предлагаемого проекта:

  • ограничение передвижения и в связи с этим нерегулярность посещения школьных занятий:
  • сокращение количества часов учебной нагрузки;
  • щадящий режим обучения;
  • ограничение возможности развития творческих способностей;
  • ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.

В результате работы над проектом в рамках гранта ИОО проведена работа в направлении создания полного электронного школьного курса дополнительного образования по выше перечисленным предметам, а также разработка программ, осуществляющих профориентацию школьников, программ для получения детьми-инвалидами и детьми имеющими хронические заболевания высшего образования в соответствии с полученной профориентацией.

В области реабилитации и обучения больных детей работа является пионерской. В московском регионе все большее число детей попадают в разряд больных, в некоторых муниципальных округах их число составляет более 25% от всех учащихся района. Распоряжением Правительства Москвы создана сеть специальных школ для обучения таких детей, подобных общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов №371 г., осуществляющих обучение детей попавших в больницы города.

В результате интеграции практического опыта и новейших образовательных технологий разработанных ранее по гранту ИОО создать в последующем раздел единой комплексной концепции интеграции людей с ограниченными возможностями в полноценную жизнь общества. При формировании НИОТ будет учитываться этап корректировки учебных планов с учетом возможных сфер последующего трудоустройства обучающихся инвалидов, характера доступных для них рабочих мест, специфических условий их труда. Это представляется не менее важным в плане социальной адаптации обучающихся инвалидов, расширения возможности их последующей трудовой деятельности.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса