Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция V

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Кривовяз Семен Яковлевич, Воскресенский Александр Леонидович

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №101 I и II видов для глухих, позднооглохших и слабослышащих детей (Интернат № 101), г.Москва

Обсуждаются вопросы эффективного использования информационных технологий при обучении детей с нарушением слуха.

“Реализация личностно-ориентированного учебного процесса в условиях коррекционно-развивающего обучения” — так формулировалась проблема образовательной программы УВК № 1838 для глухих детей, преемником которого является школа-интернат № 101. В основу этой программы были положены принципы дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в целях развития учащихся и обеспечения оптимального уровня образования глухим школьникам разных категорий (с нормальным и нарушенным интеллектом, с задержкой психического развития) в соответствии с их возможностями и условиями специального коррекционного учреждения.

Результаты работы по указанной образовательной программе позволили расширить рамки работы: задачей школы-интерната № 101 является предоставление своим учащимся общего среднего образования, а не только основного, уровнем которого заканчивалось обучение детей в УВК № 1838.

При этом расширяется контингент учащихся: в школе-интернате будут учиться не только дети, глухие от рождения, но и позднооглохшие, а также слабослышащие.

Это расширяет вариативность личных траекторий развития учащихся, и для обеспечения возможности реализации их образовательных потребностей с учетом особенностей психофизического развития существенную помощь могут оказать информационные технологии.

В настоящее время основной задачей развития информационной поддержки процесса обучения мы считаем обеспечение возможностей для самостоятельного (с помощью педагога при необходимости) использования учащимися мультимедийных учебных пособий и ресурсов сети Интернет для самопроверки и закрепления знаний, полученных на уроках. Это не только помогает учащимся легче усваивать вызывающие затруднения элементы учебной программы, но и дает навыки, необходимые для успешной адаптации в окружающем мире.

Для этого в компьютерном классе устанавливаются различные учебные комплексы (в настоящее время это “1С:Репетитор — Физика”, “География — Материки, Моря, Океаны”, “Алгебра — 7-11 класс”, “Планиметрия”), к которым обеспечивается свободный доступ в послеурочное время. Наличие у этих программных комплексов средств тестирования и контроля уровня знаний позволяет учащимся выявить слабые места в своей подготовке и сосредоточить внимание на углубленной проработке этих тем. Использование учащимися мультимедийных учебных пособий при внеурочной самоподготовке имеет те положительные черты, что в этом случае каждый из них самостоятельно определяет наилучшую для себя скорость работы с материалом и нужные разделы, независимо от своих одноклассников. На уроках же педагоги могут работать со всем классом по отработанным и доказавшим свою эффективность методикам.

Для доступа к сетевым образовательным ресурсам школа бесплатно подключена к сети Интернет по выделенному радиоканалу (проект “БАРС” НИЦ “Курчатовский институт” и Северо-Западного учебного округа г. Москвы). Это обеспечивает возможность параллельной независимой работы с нескольких рабочих мест без ограничения времени и объема принимаемой информации.

В рамках учебной программы школа стремится обеспечить своим учащимся наилучшие условия реабилитации и социальной адаптации. С этой целью существенное внимание уделяется развитию художественных способностей учащихся. В дополнение к ведущимся в течении ряда лет урокам по предмету “Графический редактор”, в настоящее время в школе идут экспериментальные занятия во вновь созданной школьной мини-типографии, оснащенной современным оборудованием. Целью этого эксперимента является разработка программ обучения и предоставление учащимся начальной профессиональной подготовки по книжному дизайну и макетированию, а также навыкам работы с офисным полиграфическим оборудованием.

Кроме общеобразовательных предметов, характерных для образовательной школы и вводимых в школы глухих для реализации задач цензового образования, при обучении глухих детей выделяются специальные учебные курсы. Они способствуют овладению материалом фундаментальных курсов и носят коррекционно-развивающий характер. Так, для овладения коммуникативной культурой, кроме русского языка в обучение глухих вводятся: предметно-практическое обучение, развитие речи, развитие и использование остаточного слуха, формирование произношения и др. Здесь также используются программные средства (например, “Мир за твоим окном”, “Видимая речь”).

Достижение высокого качества образования и воспитания в сочетании с высоким уровнем коррекции недостатков в развитии каждого ребенка — важное условие для наиболее полной социальной адаптации молодежи с нарушениями слуха к реальностям современного мира.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса