Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция V

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА «РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК»

Гуленков Геннадий Алексеевич

Центр информатизации, социальных технологических исследований и социологического анализа (Центр ИСТИНА), г.Москва

Широкое вторжение новых информационных технологий в учебный процесс не могло не привести к попыткам их использования для создания программ, обучающих жестовой речи. Актуальность создания подобных программ не вызывает сомнения — сегодня около 3% населения России страдают дефектами слуха и речи. Представляемая ЭОС «Русский жестовый язык» разработана Центром ИСТИНА совместно с творческим коллективом Центрального правления ВОГ. В основу содержательной части программы положен словарь нормированного русского жестового языка.

С тех пор, как испанский монах Педро Понсе де Лион впервые использовал дактильную речь, а столетие спустя, в1620г., в Мадриде Джоан Пабло Бонет в своей книге «О природе звуков и искусстве научить глухого говорить» опубликовал дактильную азбуку, вопросы изучения, развития и использования жестовой речи остаются предметом горячих споров и научных баталий. Минувший 20 век в дискуссию о методике обучения жестовой речи добавил свою лепту, показав реальную возможность использования в обучении принципиально новых технических средств — компьютеров.

Широкое вторжение новых информационных технологий в учебный процесс не могло не привести к попыткам их использования для создания программ, обучающих жестовой речи. Известны работы, проводимые в этом направлении, Московского городского педагогического университета, Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, правления Архангельского регионального отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ), американская программа The American Sing Language Dictionary.

Актуальность создания подобных программ не вызывает сомнения — сегодня около 3% населения России страдают дефектами слуха и речи. Только в ВОГ состоят на учете более 230 тысяч человек. Сюда следует добавить категории населения, которым необходимо общаться с этими людьми. Чрезвычайно остра проблема и для русскоязычного населения стран бывшего Союза. Таким образом, системное обучение жестовому языку, его умелое использование и развитие являются важнейшей социальной задачей.

Одной из попыток, облегчающих решение этой проблемы, является создание представляемой здесь электронной обучающей системы (ЭОС) «Русский жестовый язык». ЭОС разработана Центром ИСТИНА совместно с творческим коллективом Центрального правления ВОГ при финансовой поддержке Института Открытое общество (Фонд Сороса).

ЭОС “Русский жестовый язык“ предназначена для людей, которые, не имея знаний и необходимых навыков использования дактильной азбуки и жестовой речи, в силу ряда причин – сугубо личных или профессиональных – хотели бы получить возможность свободно общаться, понимать и быть понятыми людьми с нарушениями слуха и речи.

Существенным моментом, отличающим эту разработку, является тот факт, что ЭОС, включая около 2700 жестов, базируется на использовании словаря нормированной жестовой речи. Структурно ЭОС включает 3 подсистемы:

  1. Обучающая подсистема, которая объединяет обучающие блоки элементов жестовой речи, разбитые на 29 тем. В рабочем экране подсистемы обеспечивается как последовательный доступ к жестам выбранного для изучения блока, так и произвольный доступ к любому жесту данной темы. Просмотр любого жеста может осуществляться в нормальном и замедленном темпе. Помимо обучающих функций каждый блок включает режим Самопроверка, позволяющий оценить уровень знаний жестов, составляющих блок, и режимы Тренажер и Галерея, позволяющие отработать навыки использования этих жестов.
  2. Контроль знаний — подсистема позволяющая оценить уровень усвоения элементов жестовой речи по любой отдельной теме, составляющей ЭОС в режиме, моделирующем экзаменационную ситуацию. Подсистема может быть использована для организации итогового контроля знаний (экзамена).
  3. Словарь жестового языка — поисковая подсистема, позволяющая просмотреть любой из жестов, входящих в тематические разделы ЭОС.

Раздел ЭОС Примеры жестовой речи знакомит обучаемого с примерами использования жестовой речи в виде монологов по различной тематике.

Таким образом, функциональные режимы ЭОС обеспечивают обучение русскому жестовому языку со словарем, включающим около 2700 элементов нормированной жестовой речи, возможность закрепить и проконтролировать полученные знания. В результате обучаемый получает возможность:

  • свободно общаться, понимать и быть понятыми людьми с нарушениями слуха и речи;
  • восстановить утраченные навыки общения с помощью жестов;
  • расширить свой лексический запас.

ЭОС «Русский жестовый язык» может быть использована учебными центрами ВОГ, дефектологическими факультетами учебных учреждений, а также отдельными пользователями, имеющими потребность в освоении дактильной азбуки и жестовой речи.

Литература

  1. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. М., Просвещение, 1991.
  2. Линч Дж. Словарь американского языка жестов. Компьютер и мы, июль, 1997.
  3. Давиденко Т. П. и др. Компьютерный видеословарь русского жестового языка. IX международная конференция-выставка ИТО-99, 9-12 ноября 1999г., Москва.
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса