Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция V

ТЬЮТОРИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГЛУХИХ И ПЛОХОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ ОБЩЕГО ТИПА

Орешкина Ольга Алексеевна, Петренко Елизавета Олеговна

Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (МГТУ им. Н.Э.Баумана), г.Москва

Центр комплексной реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами слуха в МГТУ им. Н.Э. Баумана разработал и внедрил тьюторинг как технологию поддержки учебного процесса студентов с ограниченными возможностями в ВУЗе общего типа на базе современных коммуникационных и образовательно-информационных технологий.

Bauman Moscow state technical university (BMSTU), Moscow

Центр комплексной реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами слуха в МГТУ им. Н.Э.Баумана реализует Систему поддержки учебного процесса, включающую коррекционную составляющую, сурдоперевод, тьюторинг и записывание учебного материала как основные виды деятельности, обеспечивающие, в совокупности с применением современных специальных сурдотехнических устройств, технических средств обучения (ТСО), программно-аппаратных комплексов и технологий, создание в образовательном учреждении общего типа специальных образовательных условий для глухих и плохослышащих студентов и, таким образом, формирование безбарьерной образовательной среды в течение всего периода их обучения.

Тьюторинг как элемент Системы поддержки учебного процесса с участием глухих и плохослышащих студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана впервые был разработан и внедрен в 1996 — 1997 учебном году применительно к изучению студентами 1-го курса базовой дисциплины “Основы информатики”, и затем распространен на дисциплины «Инженерная графика», «Начертательная геометрия», математика, физика и пр.

 Тьюторинг — это специфический вид поддержки, объединяющий усилия преподавателя дисциплины и тьютора, владеющего данным предметом, знающего индивидуальные особенности студентов Центра и способного разрешить их проблемы, связанные с освоением дисциплины.

Тьютор, реализующий различные виды деятельности, направленные на поддержку студента в учебном процессе, выступает как интерфейс в образовательной системе преподаватель — студент с дефектом слуха.

В этом качестве тьютор обеспечивает активное взаимодействие студента как с самим тьютором, так с преподавателем и с другими студентами в учебном процессе, осуществляемом на базе современных коммуникационных и образовательных технологий.

Тьютор помогает глухому студенту ориентироваться в сложной и разнообразной учебной информации, осваивать ее, организовать интерактивный диалог с преподавателем. Тьютор проводит регулярный мониторинг знаний студента, оценку времени и эффективности его самостоятельной работы, оценку времени, затрачиваемого на работу с каждым студентом в зависимости от типа его коммуникативного восприятия, анализ материала, вызывающего затруднения. По результатам обследований, представленных в виде диаграмм и электронных таблиц, выполняется статистическая обработка данных.

Тьютор выстраивает индивидуальную образовательно-реабилитационную траекторию студента с учетом использования студентом в учебном процессе всех технических средств и способов поддержки.

Тьютор участвует в формировании базы данных системы поддержки, включающей перечень и количество всех предоставляемых студенту в процессе обучения услуг и в разработке алгоритмов ее обработки.

Для повышения эффективности тьюторинга тьютор использует коммуникационные системы (различные виды радиоклассов), программно-аппаратных комплексы и ТСО (Soft —board, мультимедиа и оверхед —проекторы), видео и аудио системы.

Все виды деятельности тьютора — участие в учебном процессе, реализуемом на современной информационно-технологической базе, проведение различных видов тьюторинга с использованием новых технологий, визуализация учебного материала при подготовке к занятиям с глухими студентами — требуют от тьютора свободного владения предметом, специальных знаний в области современных информационных технологий, а также знаний специфических проблем студентов с ограниченными возможностями, т.е. знаний в области специальной педагогики и психологии.

Опыт МГТУ им. Н.Э.Баумана доказывает значимость и эффективность этого вида поддержки глухих и плохослышащих студентов в условиях интегрированного обучения. Разработанная в МГТУ модель тьюторинга может быть распространена на все образовательные учреждения, занимающиеся обучением людей с ограниченными возможностями.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса