Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция V

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ДЕФЕКТАМИ СЛУХА

Паршин Геннадий Николаевич, Станевский Александр Григорьевич

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ им.Н.Э.Баумана), г.Москва

В Центре комплексной реабилитации инвалидов по слуху МГТУ им. Н.Э. Баумана разработаны и внедрены в практику обучения индивидуальные, групповые и аудиторные системы технической поддержки образовательно-реабилитационной среды.

Одним из элементов социальной защиты инвалидов является их комплексная реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или частичную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Наиболее полно задачам максимально открытого для лиц со специальными потребностями образовательного пространства технического университета отвечает образовательно-реабилитационная среда, предполагающая в первую очередь создание специальных технологий профессионального образования и формирование безбарьерной среды общения.

С 1994 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху, осуществляющий свою деятельность на правах факультета, основными подходами в деятельности которого являются:

  • интегрированное обучение по общеобразовательным государственным стандартам;
  • реабилитационное сопровождение в течение всего учебного процесса;
  • профессиональная адаптация.

Для реализации указанных целей Центром, в частности, разработана концепция технического сопровождения образовательного процесса и внедрены в практику обучения новые системы специальных образовательных и информационных технологий. В разработанных системах используются индивидуальные, групповые и аудиторные технические средства, приспособления, способствующие компенсации имеющихся у студентов нарушений слуха и коммуникаций.

Известно, что использование зрительных образов позволяет значительно влиять на эмоции аудитории, благодаря чему процесс восприятия и оценки информации проходит значительно быстрее и эффективнее. Разработанные системы построены по модульному принципу, позволяющему адаптировать компоненты к реальным условиям процесса обучения и максимально включающие видеоподдержку учебного процесса. Кроме этого, Центром ведутся работы по разработке, созданию и внедрению новых устройств для обучения инвалидов с дефектами слуха (свидетельства на полезные модели №№ 14787, 16797, 18321, 19597 за 2000-2001 года). Так, например, в настоящее время в аудитории Центра и в Московской школе-интернате № 22 начаты испытания в условиях реального учебного процесса аудиторной трехстворчатой доски с перемещающимися вдоль нее в вертикальном направлении зеркалами и передающими артикуляцию преподавателя в моменты, когда он расположен спиной к учащимся.

Разработанные и внедренные в практику обучения технические системы поддержки образовательно-реабилитационной среды являются универсальными, поскольку могут быть использованы не только для реализации дистанционных образовательных технологий (включая обучение людей с дефектами слуха), но и для проведения конференций, в том числе и международных с синхронным переводом, сеансов прямой связи с удаленным объектом, телемостов для больших аудиторий и других целей.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса