Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция V

ИНТЕРНЕТ — ДЕТЯМ-СИРОТАМ

Латышев Олег Юрьевич

ИОСО РАО

Ни для кого не секрет, что первым по значимости в подходе к образованию детей, оставшихся без попечения родителей, является их психический статус, индивидуальные психологические особенности. В этой связи перед каждым учителем-предметником, воспитателем или педагогом дополнительного образования встаёт вопрос: как, не внося кардинальных изменений в существующие образовательные программы, адаптировать их к наилучшему усвоению материала упомянутым кругом детей. И уж особого внимания требует такой ребёнок при обращении к образовательным Интернет-технологиям. Определённый опыт работы в данном направлении накоплен в Институте общего среднего образования http://www.ioso.ru Российской Академии образования. Это одна из важнейших задач, на решении которых с недавнего времени специализируется научно-иследовательская группа Е.Н.Ястребцевой «Школьная медиатека» http://ioso.iip.net/scmedia. Следует отметить, что Интернет-образование наиболее органично вписывается в систему общего образования, начиная с привлечения таких детей к социальным акциям, образовательным Интернет-проектам, напрямую не затрагивающим материал основного образования. Ярким примером одного из первых таких проектов может служить разработка бывшего социального педагога детского дома «Альтаир» г.Лабинска Краснодарского края, а ныне директора детдома «Радуга» ст. Имеретинской И.В.Беспаловой http://school-sector.relarn.ru/efim/5tomorrow/1999/ras11.html.

Её виртуальный образовательный проект «Почему меня никто не понимает?» http://papa888.narod.ru/pro/bespal.html успешно прошёл уже в 1998-99 учебном году, был удостоен специального диплома американо-российского проекта «Гармония» http://iatp.projectharmony.ru/ ,а затем занял достойное место в проекте «ОФЭНЭТ» (Интернет – детям-сиротам) http://papa888.narod.ru/pro/internet.html , разработанном нами совместно с Российской общественной организацией инвалидов «Детский орден милосердия» http://papa888.narod.ru/photoalbum2.html . Научный руководитель этой организации, академик МАИ А.В.Суворов http://www.asuvorov.narod.ru/ увидел в данном проекте надлежащий способ открыть детям-сиротам окно в мир, расширить их возможности общения, получения самых новых знаний, овладения современными Интернет-технологиями. В своём письме в поддержку проекта http://papa888.narod.ru/myteachers/suvorov.html он высказался в пользу скорейшего перехода от ознакомления детей-сирот с возможностями Интернет к становлению сети одним из ведущих факторов их социальной адаптации. Тем более, что нам уже принадлежит первый в истории «Рунета» опыт организации точки доступа к сети в стенах вышеупомянутого лабинского детдома, и вскоре эта точка, действующая и поныне, отпразднует своё трёхлетний юбилей. Вот они, первые сироты-интернетчики: http://school-sector.relarn.ru/photos/labinsk/labinsk_foto.html Некоторые из них уже нашли себе родителей среди американцев. К ним готовы присоединиться и ребята из Подмосковья. Подготовительная работа для этого уже проведена в детском доме «Надежда» города Электросталь, которым руководит большая общественница Е.С.Рябова: http://teacher.fio.ru/news.php?n=4688&;c=369

В целом же практика просмотра веб-ресурсов детдомовского направления показывает, что сайты и отдельные страницы детских домов, приютов и школ-интернатов для детей-сирот, как правило, изготавливаются посторонними людьми в качестве благотворительной помощи: http://teacher.fio.ru/news.php?n=5722&;c=769. Об этом свидетельствует обзор детдомовских страниц, сделанный по наиболее часто мелькающим в сети сайтам: http://papa888.narod.ru/obzor/obzor8.htm

В целом, вышеупомянутый проект «ОФЭНЭТ» получил широкую и, что примечательно, разноплановую поддержку. Так, по инициативе директора головного центра Интернет-образования Федерации Интернет-образования, к.ф.-м.н. С.М.Авдеевой http://center.fio.ru/  начинается подготовка тьюторов Интернет-образования для сиротских учреждений. Автор данной статьи был первым в этой очереди. Также устойчивый интерес к этому проекту проявляет создатель и ведущий сайта «Родитель.ru» http://parent.fio.ru/  Т.Б.Малых. Директор Института общего среднего образования Российской Академии образования, академик РАО Ю.И.Дик http://papa888.narod.ru/myteachers/dik.html выразил готовность направить усилия сотрудников группы «Школьная медиатека» на соответствующее методологическое обеспечение пректной работы, а также предоставить возможность выходить на связь по сети в Интернет-центре ИОСО РАО http://iatp.ioso.ru/.

Председатель фонда психологической помощи «ЛЕВИ-ФОНД», д.п.н., д.м.н. В.Л.Леви www.levi.air.ru также проявил к проекту «ОФЭНЭТ» значительный интерес. Поддерживая это начинание, он, в частности, пишет: «Данная инновация в затрагиваемой области позволяет не только своевременно оказывать детям сиротам социально-психологическую помощь, но и профессионально ориентировать детей-сирот в направлении Интернет-образования. Но и становление детей-сирот в перспективе веб-мастерами, координаторами сетевой работы, инструкторами Интернет-образования требует, на наш взгляд, соответствующей психологической поддержки. Ведь общаться по сети будущим веб-профессионалам из числа детей-сирот предстоит с людьми, чей жизненный опыт существенно отличается от их собственного». http://papa888.narod.ru/myteachers/vllevi.html

Наконец, ещё одним потенциальным партнёром в осуществлении проекта Интернет-образования детей-сирот стало творческое объединение «Юнпресс». http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi Выпускаемый объединением детский журнал «Недоросль» предоставляется для отражения детского литературного творчества, появившегося в процессе проведения проекта. Проект «ОФЭНЭТ» в феврале 2001 года подавался на грантовый конкурс ПРОГРАММЫ "ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ В РОССИИ" (АРО) http://www.exmilitary.ru/exmilitary.htm?FormType=Home&;Text&ID=10364. Как сообщила по окончании конкурса Директор Программы AРO Нэнси Лютер, «заявка «ОФЭНЭТ-нет сиротству! Информационно–образовательная Интернет-среда творческого развития детей-сирот как средство их социальной адаптации», регистрационный номер AROVI – R044, к сожалению, не прошла конкурсного отбора». Не дожидаясь новых конкурсов, мы с коллегами решили начать работу по осуществлению названного проекта своими силами, а также – установить связи с некоммерческими организациями, которые, так или иначе, соприкасаются с нами по роду либо объекту деятельности. Сложился интересный круг неправительственных организаций, во главе каждой из которых, как правило, стоит незаурядная личность, заинтересованная в развитии образования детей-сирот и инвалидов: http://papa888.narod.ru/ngo/ngo.html Одним из первых, кто поддержал эту идею, стал ветеран движения в поддержку детей-сирот Ю.М.Устинов. Под его руководством сейчас работает Клуб ЮНЕСКО «Тропа – Солнечная Сторона» — Краснодарская региональная детская общественная организация. http://papa888.narod.ru/deklar.html Вот что он написал в день знакомства: «Солидарны. Каждый добытый комп стараемся снабдить модемом и определить в приют (детдом, интернат), где редкостных свойств нормальные взрослые дадут ребятам возможность выхода в мир, почтовой переписки. Присоединяемся! През. Кл. ЮНЕСКО "Тропа — Солнечная Сторона" Юрий Устинов, г. Туапсе.

С ним нас познакомил создатель сайта «Большая семья» Михаил Шапиро. http://www.school.edu.ru/int/project/wf.html Большое свидание большой семьи. Эта идея Михаила Шапиро выдержала испытание временем. Сей раздел сайта «Школьное образование» обращён ко всем, кто жил, живёт и работает в детских домах и в школах-интернатах для детей-сирот. Здесь немало интересных предложений, чувствуется реальная заинтересованность в объединении детских домов – их воспитанников, выпускников и сотрудников, вокруг полезных и интересных дел. Предусмотрено место для страничек детских домов, вести о конкурсах и олимпиадах, в которых могут принять участие их воспитанники.

 Большой энтузиаст, редкой души человек, также поддерживает нас в Москве. Это заслуженный учитель России, директор 25 санаторно-оздоровительной школы-интерната М.Б.Цилевич. http://schools.keldysh.ru/25internat/index.html Это он ещё до открытия первой точки доступа к «Интернет» принял лабинских детдомовцев – будущих интернетчиков у себя в гостях, в стенах интерната. А его собственные воспитанники регулярно принимают участие в телекоммуникационных олимпиадах. Их творчество постоянно отображается на интернатском сайте. Ещё полгода назад я рекомендовал этот сайт в обзоре для Федерации Интернет-образования «Кроме шуток и прогулок» http://teacher.fio.ru/news.php?n=5601&;c=769, http://papa888.narod.ru/obzor/obzor3.htm

 Вообще, в качестве побудительного шага для присединения к проекту новых творческих сил, я написал ещё и обзор веб-ресурсов помощников детским домам, приютам и интернатам «Заботники и заботницы» — по одноимённому подпроекту проекта «Мой город» Е.Н.Ястребцевой и её коллег: http://teacher.fio.ru/news.php?n=5722&;c=769.

А совсем недавно проектом заинтересовалась и сама Федерация Интернет-образования в лице своего подразделения «Родитель.ru». Предложено начать совместную работу с открытия телекоммуникационных олимпиад для воспитанников детских домов. Наконец, результатом этой работы, а точнее – её логическим продолжением стало создание сайта «ПАПА888» http://papa888.narod.ru , уже не раз здесь цитировавшегося (три восьмёрки – как проекции на плоскости знаков бесконечности – в длину, ширину и высоту – словом, безграничность потенциальной сферы деятельности). На нём нашли своё место сонаправленные проекты работы с детьми-сиротами, главным образом – по их образованию с применением Интернет-технологий. Эти проекты плавно перетекают в одноимённые программы http://papa888.narod.ru/prog/prog.htm , как только заслуживают поддержку соответствующих грантодателей. Публикуются и сами условия грантовых конкурсов http://papa888.narod.ru/obzor/grants.htm для некоммерческих организаций, проводимых различными отечественными, зарубежными и международными фондами. http://cci.glasnet.ru/funds/REPORTS/INDEX.HTM. Рассказывается о жизни детских домов, школ-интернатов для детей-сирот, работающих с ними некоммерческих организаций http://papa888.narod.ru/obzor/grants/newsletter-3.htm, клубов http://papa888.narod.ru/clubs/club.html , а заодно — и людей, объединившихся в одно духовное семейство на пользу таким детям. http://papa888.narod.ru/simple.html. На сайте «ПАПА888» помещаются как страницы детского творчества http://papa888.narod.ru/deti/deti.html, так и творчество взрослых, обращённое к ним, http://papa888.narod.ru/liter/liter.html, результаты совместных творческих поисков детей и взрослых http://papa888.narod.ru/pesni.html … Сайт постоянно развивается. Не за горами то время, когда и собственно Интернет-образование займёт своё достойное место – как на сайте «ПАПА888», так и в нашей, что главное, реальной жизни.

С большой, растущей надеждой на это, Олег Юрьевич Латышев, с.н.с., ИОСО РАО.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса