Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, КАК ИТОГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"

Русина Надежда Юрьевна, Русин Александр Георгиевич

Средняя общеобразовательная школа №6, г.Норильск.

Цель данного проекта — разработка силами учащихся средней школы универсального продукта для создания и редактирования тестов практически любой сложности по различным предметам и проведения тестирования. Программа является простой и понятной как для учителя, так и для учащихся, но в то же время позволяет создавать тестовые задания разного уровня. Проект является логическим завершением авторского курса преподавания программирования в средней школе.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества. Программное средство учебного назначения – это программное средство, в котором отображается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Популярными программными средствами являются тестирующие программы. Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный. Результаты тестирования поддаются количественно определенной оценке по заранее определенным критериям.

Несмотря на наличие большого числа тестирующих программ, ни одна их них, по нашему мнению, полностью не удовлетворяет требованиям универсальности и полноты реализации поставленной задачи. Большинство программ содержат тесты по конкретным разделам или темам отдельных предметов, включенных в учебный процесс. Возможность редактирования готовых тестов крайне ограничена. В силу вышеизложенных причин было принято решение разработать собственную тестирующую программу, максимально отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателями и самим процессом обучения.

Постановка задачи, основная методология программы и руководство выполнены научным руководителем проекта, все программные модули написаны учениками. При разработке данной программы учащиеся проявили умение работать с литературой, творчески решать возникающие проблемы, находить нестандартные пути решения. В процессе работы над программой было проанализировано существующее на данный момент программное обеспечение, были опробованы различные методы решения поставленной задачи, изучена теория построения баз данных. В результате, в качестве инструмента для разработки был выбран программный продукт Microsoft Visual Basic 6.0, который представляет собой идеальную платформу для создания интерфейсов с локальными базами данных и базами данных типа клиент/сервер в среде Windows. Программа может работать под управлением Windows 95, 98, NT, 2000. Данные для тестов организованы в базы данных, создана четкая система обработки, поиска и редактирования данных. При обработке баз данных применяется новейшая технология доступа к данным ADO — стратегическому для Microsoft низкоуровневому интерфейсу доступа к данным любых типов. Эта технология еще практически не используется при разработке программных продуктов в России.

Тестирующая программа может работать как в локальном, так и в сетевом режиме и состоит из двух модулей: серверного и клиентского. На сервере располагаются базы данных предметов и учащихся, что полностью исключает возможность постороннего доступа к данным. Результаты тестирования также хранятся на сервере. Клиентский модуль производит выборку данных для тестирования и проведение теста.

В процессе тестирования данные из основных таблиц с сервера передаются на компьютер тестируемого, причем вопросы и ответы перемешиваются по случайному закону; в результате, на соседних компьютерах практически невозможно появление одинаковых заданий, что исключает возможность списывания. Учащемуся предлагаются различные варианты выбора ответов: только один правильный ответ, несколько правильных ответов, ввод ответа в виде текста, выбор графического варианта.

  1. После выбора фамилии и имени тестирующегося из списка, указывается предмет, тема и название теста.
  2. В процессе тестирования появляется либо кнопка "Пропустить" – с показом набранных баллов, либо кнопка "Предыдущий" – без показа баллов. В режиме работы с кнопкой "Пропустить" в конце тестирования будет предложено вернуться к отложенным вопросам.
  3. В окне теста отражаются все данные о тесте и об ученике, номер текущего вопроса и общее количество вопросов в тесте, в статусной строке показывается время, оставшееся для прохождения теста.
  4. При наличии в тесте графических объектов, их можно щелкнуть мышью для увеличения размера, повторный щелчок мышью восстановит первоначальный размер окна.
  5. После ответа на последний вопрос появляется окно с оценкой, в котором также указываются все параметры пройденного теста, а также количества набранных баллов из количества возможных. В этом же окне можно просмотреть результаты теста: заданные вопросы и выбранные ответы.
  6. Далее можно либо перейти к другому тесту, либо завершить работу программы.

В режиме работы серверной части программы предусмотрены следующие возможности:

  1. ввод нового предмета, добавление, удаление и редактирование тем и тестов;
  2. просмотр структуры всех созданных ранее тестов в виде дерева, возможность пробного прохождения любого теста;
  3. установка параметров тестов: количества задаваемых вопросов и времени прохождения;
  4. ввод вопросов и ответов. Для каждого вопроса устанавливаются следующие параметры: тип вопроса (простой или графический); тип ответа (одиночный выбор, выбор вариантов, текстовый, графический); текст вопроса; количество баллов, начисляемых за правильный ответ на данный вопрос; категория сложности вопроса (легкий, средний или трудный); варианты ответов (от 2 до 6); правильный вариант ответа.
  5. создание итоговых тестов из нескольких тем;
  6. создание "бумажной" копии тестов для дальнейшей распечатки;
  7. просмотр и анализ результатов тестирования по каждому ученику, по классу, по тесту с выводом итоговых отчетов;
  8. контроль списка текущих пользователей в момент тестирования;
  9. ведение списков учащихся по классам или по группам;
  10. определение профилей и прав доступа каждой группы при работе в сети;

Преимуществом данной программы является возможность создания тестов практически любой сложности, используя графические элементы и различные варианты выбора правильных ответов, удобный и понятный интерфейс. Поэтому, для использования программы в учебном процессе не требуется специального обучения преподавателей и учащихся.

Программа проходила апробацию в течение 2000/2001 учебного года в средней школе №6 города Норильска при проведении уроков информатики с 5 по 11 класс. Компьютерный класс оснащен 15 рабочими станциями на базе Pentium III и одним сервером. Длительный период эксперимента и работа с большим количеством тестирующихся позволяет провести отладку программы в реальном режиме и выявить ошибки, что повышает ее надежность и отказоустойчивость. Программа на данном этапе не является статически законченным продуктом, она постоянно корректируется и изменяется, в нее включаются новые режимы и возможности.

Литература

  1. Б.Сайлер, Д.Споттс "Использование Visual Basic 6.0". Полное справочное руководство. Издательский дом "Вильямс". Москва, 1999г, 832 стр.
  2. Р.Дженнингс "Руководство разработчика баз данных на Visual Basic 6". Издательство "Вильямс", Москва, 1999г, 976 стр.
  3. Д.П.Мак-Манус "Обработка баз данных на Visual Basic 6.0". Издательство "Вильямс", Москва, 1999г, 672 стр .
  4. Руководство по программированию. Microsoft Visual Basic. Корпорация Microsoft, документация к программному пакету, 1998, 945 стр.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса