Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

ПРОГРАММА АЛИНА. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Молчанов Сергей Григорьевич, Пашнин Сергей Владимирович

Институт дополнительного профессионального образования педагогических работников (ИДПОПР), г.Челябинск

В качестве автоматизированного инструментария оценивания профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников предлагается программная оболочка АЛИНА, используемая при аттестации. В основе программы лежит расчет процедурами кластерного анализа оцениваемых объектов интегративного рейтинга, полученного на основании экспертного оценивания по апробированным нормированным критериям.

Современная формирующаяся новая парадигма образования выдвигает в качестве одной из главных задачу достижения реально высокой эффективности профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров. Для решения этой задачи системе управления образованием требуется инструментарий измерения и оценивания уровня профессиональной компетентности работников образования. В условиях информатизации образования в качестве такого инструментария должны выступать автоматизированные системы оценивания, использующиеся в процессе аттестации.

Основным сдерживающим фактором на пути создания таких систем является отсутствие, во-первых, типовых описаний объектов оценивания, во-вторых, достаточно объективных критериев для проведения экспертизы, в-третьих, достаточно простого, надежного и доступного измерительного инструментария.

В Челябинском институте дополнительного профессионального образования педагогических работников накоплен определенный положительный опыт применения автоматизированной системы оценивания при аттестации педагогических и управленческих работников. В основе первой и второй версий этой системы лежит расчет интегративного рейтинга, полученного на основании экспертного оценивания по апробированным критериям, нормированным как по сумме весов совокупности критериев, так и по отдельным составляющим. Применение процедуры кластерного анализа оцениваемых объектов позволяет определить ведущие подгруппы объектов, по которым наблюдается локальное повышение значений критериев. Наряду с расчетом рейтинга проводится также расчет согласованности экспертной группы по оцениваемым объектам и отдельным критериям. Это обусловлено необходимостью формирования относительно малочисленных групп экспертов, имеющих значимо согласованные оценки.

В качестве интегративного показателя совокупности оцениваемых при аттестации показателей рассматривается профессионально-педагогическая компетентность, складывающаяся из трех основных составляющих: профессионально-педагогическая квалификация, социально-профессиональный статус, профессионально значимые личностные особенности аттестуемого работника. Каждая из составляющих описана набором характеристик на основе Типового положения об аттестации, рекомендованного МО РФ.

Программа АЛИНА разработана для проведения автоматизированной и независимой процедуры оценивания при аттестации. Программа может работать в двух режимах: режим оператора и режим эксперта. Оператор ведет список утвержденных экспертов, вводит информацию с экспертных листов, производит обработку информации, готовит итоговую информацию к заседаниям аттестационной комиссии. Во втором режиме эксперты самостоятельно работают с диалоговой программой. В начале работы экспертами составляется, так называемая, эталонная модель, в которой учитывается степень важности того или иного признака. Эталонное оценивание позволяет избежать размытости приоритетов управления образовательной системой. Далее рассчитываются коэффициенты конкордации и согласованности, отражающие степень сходства (однородности) и различия (неоднородности) балльных оценок группы экспертов. Результаты кластер-анализа представляются дендпрограммой в виде восходящей иерархической классификации («дерева»). Выбранная оптимальная дендрограмма утверждается председателем аттетстационной комиссии.

Далее производится персонального оценивание работника. При персональном оценивании оператор производит оценивание степени выраженности признаков социально-профессионального статуса у конкретного аттестуемого работника. Программа позволяет рассчитать рейтинги основных параметров оценивания и наполнение, как выраженность характеристики признака по отношению к максимальной оценке этого признака, выставленной кластером экспертов в рамках эталонного оценивания. Протокол, как и любое окно программы, может быть распечатан для утверждения председателем аттестационной комиссии.

Литература

  1. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений/ Челяб. гос. ун-т, Челябинск, 1998. — 255 с.
  2. Булынский Н.Н., Молчанов С.Г. Проблемы управления и аттестации в учреждениях общего и профессионального образования / Под общ. ред. С.Е.Матушкина; Ю-Уральск.науч.-образ. центр РАО.- Сер. «Педагогическое образование». — Вып.2 — Челябинск, 2000. -194 с.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса