Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция VI

МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Журавлев Валерий Борисович

Средняя школа № 78 с углубленным изучением иностранного языка (английского) ЗАО, г.Москва

Для оценки учебного процесса применяется методика, основанная на критериях «стандартного распределения». Эта методика позволяет рассчитать коэффициент отлаженности учебного процесса (КОУП). При этом выявляются задания, СОУ для которых выходит за границы «стандартного распределения». Далее следует проанализировать причины пониженного значения СОУ для этих заданий.

Анализ хода учебного процесса представляется весьма важным в работе преподавателя. Он позволяет выявить «узкие места» и тем самым произвести коррекцию методики преподавания, изменить содержание или последовательность изложения учебного материала. Наряду с этим статистический анализ позволяет дать более объективную оценку работе преподавателя, чем это делается традиционно.

Предлагаемая методика основывается на том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса и ему должны быть свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов. Однако слепо перенести подобные методики нельзя, особенно это касается содержательного анализа процесса.

Для того чтобы проанализировать учебный процесс нужно иметь, во-первых, критерий качества обучения, а, во-вторых, проследить его изменение во времени. В качестве наиболее информативного критерия качества обучения следует использовать степень обученности учащихся — СОУ. Этот критерий основан на статистике полученных учащимися оценок за выполнение отдельных заданий или контрольных работ. Оценки входят в СОУ с «весом» равным интегралу вероятности получения данной оценки для некоторого «типового» распределения оценок.

В качестве такого «типового» распределения используется стандартное распределение Гаусса с параметрами: среднее значение оценки — 4 и стандартное отклонение — 1,39 /1/. Такое распределение обладает одним особым свойством: для этого распределения значения СОУ и качественной успеваемости совпадают и составляют 0,64. Это свойство выделяет «типовое» распределение среди других распределений со средней оценкой 4.

Расчеты для «типового» распределения показывают, что если СОУ больше 0,76, то обученность «отличная», если СОУ от 0,5 до 0,76, то обученность «хорошая», если СОУ от 0,24 до 0,5, то обученность «удовлетворительная», если менее 0,24, то «неудовлетворительная».

Для оценки изменения СОУ во времени используется известная в математической статистике методика, связанная с критерием «3 s». Согласно этой методике, если какой либо процесс идет нормально, то отдельные значения должны укладываться в интервал «3 s» относительно среднего значения (s — стандартное отклонение) с определенной точностью. Те значения, которые не укладываются в заданный интервал, являются отклонениями от стандартного распределения. Чем меньше таких отклонений, тем больше соответствие анализируемого распределения стандартному. Что касается применения этой методики для технологических процессов, то ее надо скорректировать — следует учитывать только те значения, которые выходят за нижнюю границу интервала.

Если взять отношение числа значений попадающих в интервал «3 s» к общему количеству значений, то такую величину можно назвать коэффициентом стандартности распределения, а в случае рассмотрения учебного процесса — коэффициентом отлаженности учебного процесса (КОУП). Расчеты показывают, что если значение КОУП больше 0,94, то процесс можно считать «отлично отлаженным», если КОУП от 0,84 до 0,94 — «хорошо отлаженным», если КОУП от 0,69 до 0,84 — «почти отлаженным», если менее 0,69 — «не отлаженным».

Для общей оценки учебного процесса можно перемножить среднее значение СОУ по предмету за год на КОУП. Полученную величину можно трактовать как фактор качества учебного процесса (ФКУП). Этот фактор имеет большее число градаций, чем СОУ и КОУП. «Отличному» качеству соответствует ФКУП больше 0,71, «очень хорошему» от 0,64 до 0,71, «хорошему» от 0,41 до 0,64, «удовлетворительному» от 0,17 до 0,41 и «неудовлетворительному» менее 0,17.

Описанная методика реализована в виде электронной таблицы. Для примера проанализируем учебный процесс по информатике и информационным технологиям в 8 классе. По программе это первый класс, когда начинается систематическое изучение информационных технологий. Кроме того, следует учитывать, что учащиеся переходят от одного учителя к другому и уровень требовательности к ним существенно повышается. В течение учебного года, учащиеся должны выполнить 9 заданий на оценку, при чем первые 4 задания по работе с операционной средой Windows, а остальные 5 по работе с текстовым процессором Word. В таблице представлены результаты для 8 Б класса, который по уровню обученности оказался средним среди 3-х классов в параллели.

Представленная таблица показывает, что среднее значение СОУ соответствует «отличной» обученности, хотя полученное значение близко к границе с «хорошей», значение КОУП составляет 0,89, что соответствует хорошо отлаженному учебному процессу.

Анализ учебного процесса по информатике в 8 Б классе

Оценки

задание 1

задание 2

задание 3

задание 4

задание 5

задание 6

задание 7

задание 8

задание 9

ср. знач СОУ

отклонение

граница

КОУП

ФКУП

"5"

22

12

18

25

10

14

8

12

19

"4"

5

15

12

7

15

15

15

17

13

"3"

1

3

2

0

7

2

7

1

0

"2"

4

2

0

0

0

1

2

2

0

Всего

32

32

32

32

32

32

32

32

32

СОУ

0,83

0,72

0,82

0,92

0,68

0,76

0,63

0,74

0,85

0,77

0,09

0,64

0,89

0,69

Из 9 заданий лишь задание 7 дало значение СОУ меньшее нижней границы интервала «3 s». Задание 7 является по содержанию заданием Word-3, почерпнутым из /2/. По содержанию оно не представляет особой трудности для учащихся, но выполняется оно в конце наиболее длинной 3-ей четверти, что, по-видимому, и привело к сниженному значению СОУ.

В целом ФКУП для анализируемого учебного процесса составил 0,69, что соответствует по принятой градации «очень хорошо» организованному процессу. Можно сделать вывод, что данный процесс в существенной корректировке не нуждается.

Представленная методика была опробована не только для анализа учебного процесса по информатике и информационным технологиям, но и для других предметов, в частности русского языка. При анализе процесса обучения в одном из 6-х классов были получены результаты, которые показали, что организация процесса нуждается в существенной корректировке, например, было решено увеличить время на повторение материала в начале учебного года.

Описанная методика применима для анализа учебного процесса не только в одном классе и по одному предмету. Эту методику можно использовать для параллелей и учебных дисциплин, подразделений учебных заведений, а также для оценки организации процесса обучения в учебном заведении в целом.

Литература

  1. Дьяконов В. П. Справочник по алгоритмам и программам на языке бейсик для персональных ЭВМ. М.: «Наука», 1989.
  2. Ефимова О. В., Морозов В. В. Практикум по компьютерной технологии. М.: АБФ, 1998.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса