Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ОБУЧАЮЩЕЙ МУЛЬТИМЕДИА СРЕДЕ

Руденко-Моргун Ольга Ивановна, Дунаева Лариса Анатольевна

Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г.Москва

В докладе рассматриваются новейшие системы контрольно-диагностического тестирования в качестве механизма управления самостоятельной учебной деятельностью в гиперсреде современных обучающих мультимедиа комплексов. Представляется новый программный продукт «1С:Репетитор. Тесты по орфографии».

Большинство компьютерных обучающих программ первого поколения (конца 80-х—начала 90-х годов XX века) отличалось локальностью, линейностью и, как правило, имело жесткий механизм управления учебными действиями пользователя. Но уже тогда стремление методистов задать определенную, единственно возможную стратегию обучения вызывало сопротивление разработчиков оболочек, гораздо лучше понимавших истинную природу компьютера как инструмента, стимулирующего свободу творчества. Тенденция к разработке нелинейных, гибких программ, обеспечивающих вариативность действий учащегося, учитывающих уровень его подготовки и когнитивный стиль усвоения, проявилась уже 7—8 лет назад.

Современная технология мультимедиа, предполагающая использование различных форм представления информации, технология гипертекста, позволяющая объединить множество компонентов в единое функциональное целое, возможность организации дистанционного обучения с использованием сети Интернет — все это привело сегодня к созданию сложных учебных компьютерных комплексов. В качестве примера можно привести электронные учебники «1С:Репетитор. Русский язык» (фирма «1С»), «История России: XX век» (фирма «Клио Софт») и некоторые другие. Тенденция очевидна: в недалеком будущем учителю и ученику предстоит работа в обучающих гиперсредах.

Пути знакомства с учебным материалом, представленном в современном гипертекстовом учебнике в большом количестве и в разных формах, настолько разнообразны, а свобода пользователя настолько неограничена, что целенаправленное обучение подчас становится затруднительным. Актуальнейшая сегодня задача создания компьютерной поддержки учебных программ школ и вузов, организация дистанционного обучения требуют от методистов, работающих в области компьютерной дидактики, разработки гибких, сохраняющих индивидуализированную направленность обучения, способов управления работой учащихся и контроля над ней.

Один из таких механизмов — диагностический тест как важнейшее структурное звено, организующее и направляющее обучение в среде мультимедиа комплекса — предлагают авторы данного доклада. Специально разработанная и представленная в работах «1С:Репетитор. Тесты по пунктуации», «1С:Репетитор. Тесты по орфографии» (авторы: О.И. Руденко-Моргун, А.Е. Щёголева, Л.А. Дунаева) система диагностического тестирования, выявляет ошибки, устанавливает их причины (лакуны в знаниях, несформированность навыков и умений), снабжает ученика индивидуальными рекомендациями и обеспечивает оперативный доступ к конкретному блоку материалов мультимедиа комплекса «1С:Репетитор. Русский язык». Подробная характеристика учащегося, которая формируется в процессе тестирования, позволяет учителю составить корректную обучающую программу и осуществлять управление учебной деятельностью в условиях не только очного, но и (как показывает апробация продукта на сайте «1С»), дистанционного обучения.

Методика диагностического тестирования была разработана в процессе создания тестов по пунктуации. Работа над тестами по орфографии (более сложная в силу специфики данного раздела) подтвердила универсальность принципов, положенных в основу системы. Следует отметить, что в процессе работы совершенствовались типы тестовых заданий, технология диагностического тестирования, прогнозирования и классификации ошибок. В настоящее время у авторов есть все основания полагать, что предлагаемая методика может быть использована при разработке механизма управления учебной деятельностью в электронных учебниках по другим дисциплинам.

Литература

  1. Руденко-Моргун О.И. Современные тенденции решения проблемы организации учебной деятельности в гипертекстовой среде обучающих компьютерных комплексов. // В сб. Подготовка национальных кадров в системе предвузовского образования. Теория и практика. — М.: Изд-во РУДН, 2000. — с. 168—177.
  2. Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Кедрова Г.Е. и др. 1С:Репетитор. Русский язык — М:1С, 1999.
  3. Руденко-Моргун О.И., Щеголева А.Е. 1С:Репетитор. Тесты по пунктуации — М:1С, 2000.
  4. Антонова Т.C., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век — М:Клио Софт, 1998.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса