Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [стендовый доклад и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТЕСТАХ

Пятирублевый Леонид Георгиевич, Таранцева Клара Рустемовна, Моисеев Василий Борисович

Пензенский технологический институт (ПТИ), г.Пенза

Исследованиями авторов установлено, что теория образовательного тестирования должна формироваться на частных законах и закономерностях таких научных направлений как информациология, общая статистика, статистический приемочный контроль, квалиметрия, педагогика, психология, исследование операций, теория принятия решений и др.

Введение в довузовском образовании единого Государственного экзамена требует осознанного перехода от традиционных экспертных оценок к независимому оцениванию знаний на федеральном уровне с использованием преимущественно аналитических методов. Такую проблему возможно решить с использованием новой образовательной технологии – образовательного тестирования. При этом теория и технология образовательного тестирования еще окончательно не сформировалась, что объясняется тремя важными причинами:

  1. зарубежная теория тестирования IRT не учитывает традиции и достоинства Российской системы образования;
  2. развитие Российской системы тестирования блокируется коммерческим тестированием;
  3. недостаточным вниманием МО РФ от четкого определения требований к такой важной процедуре, как образовательное тестирование.

К существенным недостаткам существующего коммерческого довузовского централизованного тестирования следует отнести:

  1. применение в образовательных тестах альтернативного признака оценивания знаний, отличающегося очень низкой образовательной информативностью о воспроизведении знаний школьниками;
  2. приписывание тестам педагогического характера, в то время как в существующих Государственных образовательных стандартах по психологии и педагогике тестирование не только не предлагается к изучению, но и не упоминается;
  3. зарубежная теория тестирования IRT, на которой базируется централизованное тестирование, основывается на принципах, которые никогда не применялись в Российском довузовском образовании;
  4. тестируемые лишены возможности ознакомиться с методикой самостоятельного оценивания знаний, что противоречит закону «О защите прав потребителей продукции и услуг».

Нашими исследованиями было установлено, что теория образовательного тестирования должна формироваться на частных законах и закономерностях таких научных направлений как информациология, общая статистика, статистический приемочный контроль, квалиметрия, педагогика, психология, исследование операций, теория принятия решений и др. Прямое применение теоретических разработок из указанных научных направлений не дает заметных практических результатов по оцениванию знаний по причине нематериальности знаний, как объекта исследований. Задачу формирования теории образовательного тестирования можно сформулировать как задачу поиска оптимальной структуры специфических законов и закономерностей тестологии, позволяющую оценить знания с заданной погрешностью.

Для решения задач подобного класса наиболее успешно используются генетические методы, основанные на реализации генетических алгоритмов, позволяющих осуществить направленный перебор частных законов и закономерностей по наиболее приемлемым направлениям для формирования отечественной теории образовательного тестирования.

В отличие от традиционного случайного поиска приемлемых решений, алгоритмы генетического поиска используют аналоги или близость имеющихся решений во многих областях знаний к поиску оптимального набора специфических законов, обеспечивающих объективность, достоверность и точность оценивания уровня знаний, воспроизведенных обучаемыми в процедурах тестирования. Такой направленный перебор частных законов является эволюционным и имеет очень много сходств с операторами, применяемыми в генетических алгоритмах и процедурах, происходящих с живыми организмами в природе.

Рассмотрим применение генетических алгоритмов для формирования специфического закона о количестве образовательной информации. Исходные популяции: Государственный образовательный стандарт, учебная программа, специфическая совокупность учебной информации, банк тестовых заданий. Репродукция: образовательная совокупность. Скрещивание: образовательная совокупность, статистическая совокупность. Мутация: образовательная совокупность информации.

Следующий генетический алгоритм направлен на поиск единицы образовательной информации. Исходные популяции: единица статистической совокупности, единица допуска, информацион. Репродукция: единица образовательной совокупности. Скрещивание: единица образовательной совокупности, единица допуска, информацион. Мутация: условная единица образовательной информации конкретной дисциплины.

Формирование специфического закона тестологии об образовательной информации: образовательная информация является первичной, поскольку независимо от образовательной услуги, формы теста, процедур тестирования и уровня подготовки обучаемых знания по конкретной дисциплине оцениваются только по их соответствию «образу знаний». Вся остальная информация является вторичной и третичной и не может претендовать на такую же роль как образовательная информация.

Любая информация, и в том числе образовательная, для ее последующего применения в заданиях теста должна быть представлена определенным количеством, рассчитанным с использованием условной единицы образовательной информации.

Следующий закон о сохранении образовательной информации определяет, что количество образовательной информации HQ и количество ее энтропии IQ величина всегда постоянная для всех процедур тестирования. Вычисление количества информации и количества энтропии производится по одной и той же формуле. При этом HQ вычисляют только после создания тестов, а IQ до их создания, что позволяет погрешности тестирования определить априорно. Такие вычисления невозможны без условной единицы образовательной информации, под которой понимается наиболее типичное и применяемое понятие в конкретной учебной дисциплине, поскольку обобщенного понятия пока получить не удается. Например, в материаловедении это «свойство материала», в технологии машиностроения это «операция». В последующем количество образовательной информации пересчитывается по аналогии.

Реализация указанных законов об образовательной информации позволяет с достаточной для практической цели точностью определять количество информации в банке тестовых заданий, в одном задании теста, в выборке заданий теста и в выборке выполненных тестов и обеспечивать соблюдение минимально необходимого соотношения между объемом выборки и банком тестовых заданий, соответствующего выбранной погрешности оценивания уровня знаний по образовательным тестам.

Литература

  1. Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г., Таранцева К.Р. Информационный подход к выбору решений в системах адаптивного тестирования. Материалы конференции «Анализ качества образования и тестирование»/22.03.2001г., МО РФ, МЭСИ, с.174-178.
  2. Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г., Таранцева К.Р. Концептуальный подход к количественному оцениванию результатов в сетевых тестах // Интернет-технологии в открытом образовании. Материалы семинара. 2 ноября 2000, 2000. с.90-92.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса