Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [стендовый доклад и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

МОДЕЛИ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ ПРИ ТЕСТИРОВАНИИ

Таранцева Клара Рустемовна, Моисеев Василий Борисович, Пятирублевый Леонид Георгиевич

Пензенский технологический институт (ПТИ), г.Пенза

Предлагаются статистические модели распознавания образа уровня знаний обучаемых на основе последовательного критерия Вальда, обеспечивающие их корректировку при малых рисках принятия решений и соблюдения прав обучаемых на повышение образовательных достижений.

Традиционная Российская система оценивания знаний обучаемых основана на лингвистических оценках, по которым устанавливается стипендия, производится учет успеваемости, проставляются записи в зачетных книжках за период обучения и др.

Вместе с тем, такая новая образовательная процедура как образовательное тестирование по альтернативному признаку предполагает оценивание уровня знаний в диапазоне от нуля до ста, что порождает проблему распознавания лингвистического образа знаний по результатам такого образовательного тестирования.

Под образом уровня знаний понимаются обучаемые, принадлежащие к множеству (группе), знания которых по “эталону уровня знаний” отнесены к лингвистическим оценкам неудовлетворительно (D), удовлетворительно (C), хорошо (B), отлично (A).

Под распознаванием образа уровня знаний понимается процедура принятия решения о принадлежности конкретного обучаемого к одному из указанных образов на основании сравнения его образовательных достижений при тестировании с характеристиками образа.

При тестировании по альтернативному признаку используется закрытая форма теста, характеристиками которой являются: функция плотности распределения неправильных ответов f(d), приемлемый уровень неправильных ответов q0, неприемлемый уровень неправильных ответов q1, риск заниженной оценки знаний a, риск завышенной оценки знаний b, функция оценивания знаний f(Q), объем образовательной информации N, объем выборки заданий теста n и критерий принятия решений в виде предельного числа неправильных ответов K.

Перечисленные характеристики являются взаимозависимыми, но не обладающими достаточным свойством четкости. В условиях их нечеткости для распознавания образа уровня знаний обучаемых вполне допустимо для нормально реализованной образовательной услуги принять модель распределения неправильных ответов по закону редких случайных событий Пуассона и функцию оценивания уровня знаний сформировать по этому же закону.

Поскольку образовательная информация в банке заданий теста N в их выборке n представляется как статистическая совокупность, а задания теста обучаемому в компьютерном варианте всегда для выполнения выдаются последовательно, то для распознавания образа уровня знаний возможно воспользоваться последовательным критерием Вальда. При этом примем дополнительное принципиальное условие, что задания теста однородны по количеству образовательной информации по конкретной учебной дисциплине, поскольку аналитических методов классификации заданий по мере их сложности или трудности пока не разработано.

Будем обозначать гипотезу о приемлемом уровне знаний H0, а гипотезу о неприемлемом уровне знаний H1. Пусть в результате последовательного поступления заданий теста в объеме n получены неправильные ответы d1, d2, d3dn. При известной функции оценивания знаний по закону Пуассона последовательный критерий Вальда позволяет по выборке объемом n классифицировать обучаемых по уровню знаний на три подобраза по количеству областей принятия решений. Для того, чтобы иметь четыре образа необходимо произвести для каждой из трех областей повторное последовательное тестирование.

В предлагаемой процедуре рекомендуется использовать два способа распознавания образа уровня знаний: нормальный и усиленный. При этом задаются только четыре исходные характеристики теста q1, q0, a и b.

По нормальному способу по первой выборке заданий теста n1 производится классификация обучаемых на три предварительные области (уровни): низкая, нормальная и высокая. По второй выборке заданий теста n2=n1 или n2<n1 для уровня низкий ужесточаются исходные характеристики q0 и q1 и обучаемые аттестуются по трем образам D,C и B. Для нормального уровня ужесточаются характеристики a и b и обучаемые аттестуются по трем образам C,B и A. Для высокого уровня тестирование осуществляется без изменения исходным q0, q1, a и b и обучаемые аттестуются на два образа B и A. К достоинствам нормального способа относится то, что обучаемые по второй выборке могут существенно улучшить свои образовательные достижения, что отвечает требованиям закона «О защите прав потребителей продукции и услуг».

По усиленному способу по первой выборке обучаемые классифицируются только на два уровня: низкий и высокий. По второй выборке для низкого уровня ужесточаются характеристики q0 и q1 и обучаемые аттестуются только на два образа D и C. По второй выборке для высокого уровня ужесточаются характеристики a и b и обучаемые аттестуются только на два образа B и A. Достоинством усиленного способа является более уверенное распознавание образа уровня знаний и поэтому его рекомендуется использовать в тех случаях, когда снижено доверие к реализуемой образовательной услуге.

Существенным отличием предлагаемых методов распознавания образа уровня знаний при тестировании от известных является заранее заданная погрешность распознавания, заложенная в рисках принятия решений a и b, использование наиболее мощного критерия Вальда и достаточно простые и апробированные в статистическом приемочном контроле способы ужесточения планов тестирования, что позволяет использовать для решения практических задач распознавания образа уровня знаний международный стандарт ИСО 8423-91 «Статистические методы. Последовательные планы выборочного контроля по альтернативному признаку». Это способствует повышению достоверности компьютерного тестирования, что позволяет использовать предложенные теоретические разработки для обоснования методов оценивания знаний в предлагаемом едином экзамене довузовского образования, в процессе реформирования Российской системы образования.

Литература

  1. Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г., Таранцева К.Р. Информационный подход к выбору решений в системах адаптивного тестирования. Материалы конференции «Анализ качества образования и тестирование». 22.03.2001, Москва, МО РФ, МЭСИ, с. 174-178
  2. Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г., Таранцева К.Р. Распознавание образа обучаемых по уровням их знаний в компьютерном тестировании. Сборник материалов Интернет-конференции «Проблемы перехода классических университетов в систему открытого образования». Москва. МЭСИ, 2001, с. 131-137.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса