Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [стендовый доклад и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Зубец Виктор Васильевич

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина (ТГУ), г.Тамбов

В данной работе исследовались способы повышения качества педагогических тестов на основе корреляционного анализа результатов тестирования. Для создания качественных педагогических тестов, автор предлагает метод последовательного приближения к «идеальной» модели.

В последние годы в российской сфере образования наблюдается усиление интереса к методам объективного контроля результатов обучения, в частности к педагогическим тестам [1–3]. К сожалению, лишь немногие педагоги владеют методами оценки качества тестов, поэтому на практике нередко используются неэффективные задания.

В данной работе исследовались способы повышения качества педагогических тестов на основе корреляционного анализа результатов тестирования. Для проверки приобретенных на занятиях по информатике навыков были выбраны команды операционной системы и составлен соответствующий компьютерный тест. Сразу же после тестирования проводились экспертные оценки навыков по принципу «умеет — не умеет» (1 или 0).

Обработка результатов тестирования показала, что если перед обучением средняя мера трудности равна 0,8, то после занятий она понижается до 0,3. Таким образом, тестирование четко фиксирует результат обучения.

Оценка надежности по формуле Кудера — Ричардсона дает значение 0,7.

Для определения валидности сравнивались результаты тестирования и экспертной оценки. Определение коэффициента корреляции меры трудности заданий теста и результатов экспертных оценок дает значение 0,6.

Приведенные характеристики теста показывают, что он хорошо измеряет уровень обученности студентов, обладает удовлетворительными значениями надежности и валидности. Нередко на практике преподаватели этим и довольствуются.

В действительности все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Корреляционная связь между столбцами матрицы, содержащими суммарный балл студента, полученный в результате тестирования, и суммарный экспертный балл, должна быть сильной, так как тестовый балл студента, показавшего хорошую подготовку эксперту, должен быть выше, чем у студента с плохой подготовкой. Однако расчет коэффициента корреляции дает очень низкое значение — 0,14. Выходит, тест не так хорош, как кажется. Налицо серьезное противоречие. В чем его причина?

Был рассчитан коэффициент корреляции между результатами испытания по соответствующему заданию (ККЗ) и суммой баллов по всем заданиям.

Анализ результатов показывает, что тест очень неоднороден, характеристики заданий различаются очень сильно; так, мера трудности колеблется от 0,1 до 0,8; значения ККЗ очень низки.

Из анализа данных можно предположить, что неоднородность характеристик теста связана с неоднородностью заданий. Чтобы проверить эту гипотезу, была составлена таблица измерений, из которой были убраны самые «плохие» задания. После этого были вновь рассчитаны ККЗ. Коэффициент корреляции заданий значительно вырос, в среднем в 12 раз. Коэффициент корреляции тестовой оценки (суммарный балл) и экспертной (по столбцам) составил 0,6 для «улучшенного теста» против 0,14 для исходного.

Для создания качественных педагогических тестов, автор предлагает метод последовательного приближения к «идеальной» модели. Вначале создается тест на основе априорных знаний, затем проводится эксперимент по тестированию и экспертным оценкам, статистический анализ результатов эксперимента, «улучшение» теста, новый эксперимент и так далее. Улучшение теста возможно за счет замены «плохих» заданий или изменения их формы.

Дополнительные исследования показали необходимость тщательного обучения испытуемых методике тестирования до проведения испытаний, чтобы избежать искажения результатов тестирования.

Повышение качества педагогических тестов в конечном счете должно приводить к повышению качества самого процесса обучения.

Литература

  1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994. 135 с.
  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. 217 с.
  3. Организация тестового контроля: Учебн.-методич. пособие / Авт.-сост. Н. В. Кузьмина, М. С. Чванова, В. В. Зубец. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. 42 с.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса