Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция VI

CОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

Касьянова Наталья Владимировна

Восточноукраинский Национальный Университет (ВНУ), Украина, г.Луганск

Рассмотрена проблема внедрения новых информационных технологий в процедуру контроля знаний и умений обучаемых. Показана необходимость создания на их основе системы компьютерного контроля как наиболее эффективного пути разрешения данной проблемы. Разработаны основные требования к СКК и составляющие ее элементы.

Natalya Kasyanova (напишите)

В данный момент учебные заведения находятся в периоде интенсивного проникновения ЭВМ в учебный процесс. Использование компьютеров как технического средства обучения имеет достаточный опыт и технологии создания обучающих программ достаточно разнообразны. Однако в настоящее время возникает не мало трудностей, связанных с их внедрением в учебный процесс. На наш взгляд, причина заключается в том, что практическая компьютеризация процесса обучения во многих учебных заведениях проходит без опоры на надлежащее теоретическое и методическое обоснование.

Необходимо отметить, что первые концепции компьютеризации обучения возникли более 30 лет назад под лозунгом “техническое перевооружение педагога, механизация его труда”, “обучающей машины”, имитирующей процесс индивидуальной работы преподавателя с обучаемым. Со временем росло понимание их ограниченности. Определенное распространение получили попытки использовать в учебном процессе системы искусственного интеллекта, орудийный подход к компьютерам, по которому ЭВМ рассматривается прежде всего как чисто техническое средство деятельности. Это заведомо обедняет возможности компьютера в учебном процессе, ограничивает число функций, которые он мог бы выполнять. На наш взгляд, решающая роль принадлежит новым информационным технологиям, в которых компьютер рассматривается как средство учебной деятельности, изменяющее цели и содержание образования на базе информатизации общества.

Разработка новой концепции компьютерного обучения, учитывающей специфику как индивидуальных, так и коллективных форм познания и мотивации, приобретает статус глобальной проблемы. Традиционная система обучения оказывается совершенно непригодной: чтобы развить и оценить творческие способности каждого обучаемого, преподаватель должен переработать огромные объемы информации. В условиях массовой подготовки специалистов привычные методы использования компьютеров не позволяют раскрыть потенциальные возможности студентов, найти рейтинг каждого и предложить индивидуальную траекторию обучения. Применение компьютера, непосредственно встроенного в управление процессом обучения, требует принципиальной перестройки содержания обучения, приближения его к реальным потребностям жизни.

В настоящее время определяются следующие направления использования компьютерной технологии обучения в учебном процессе:

  • индивидуализация обучения;
  • выработка практических навыков и тренировка;
  • контроль и оценка знаний.

 Остановимся более подробно на третьем направлении – контроль и оценка знаний. Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает контроль знаний, навыков, умений. Контроль сопровождает все виды учебной деятельности, без него нельзя проводить управление любым процессом или системой. Осуществление контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя. Следовательно, задачи, возникающие при разработке средств контроля, — это конкретизировать цели, установить адекватность средств и результатов обучения, определить значимость результатов.

Осуществление контроля знаний обучаемых, в свою очередь, логично приводит к решению проблемы создания надежных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. Актуальность задачи автоматизации процедуры контроля уровня обучаемости определяется целым рядом факторов:

  1. освобождения преподавателя от выполнения трудоёмкой и рутинной работы, предоставление времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;
  2. обеспечение всесторонней и полной проверки;
  3. повышение объективности контроля и обеспечение его стандартизации;
  4.  оперативность статистической обработки результатов контроля.

Мы полагаем, что наиболее эффективно использование компьютера в процессе контроля знаний и умений при наличии самой системы компьютерного контроля (СКК).

В ходе педагогического эксперимента нами были определены основные требования, предъявляемые к СКК:

  1. расчет на различные предметные области и способы деятельности;
  2. охват всех периодов обучения и изменяемость в зависимости от них;
  3. содержание различных форм, приёмов и способов;
  4. зависимость уровня проблемности контроля от уровня проблемности содержания и индивидуального уровня обученности;
  5. контроль за степенью достижения каждым обучаемым целевого уровня подготовки;
  6. поддержка всех этапов обучения: от целеполагания до оценочно-результативного этапа.

Как и любая система, СКК состоит из различных элементов. На наш взгляд, основными в ней являются следующие:

  • определение цели контроля;
  • отбор учебного материала;
  • определение содержания контроля;
  • обеспечение процесса контроля;
  • сбор, обработка и анализ результатов.

Компьютер, непосредственно встроенный в информационную технологию обучения, становится обязательным элементом образовательной системы, обеспечивает переход к реальной перестройке обучения на основе индивидуального развития личности, повышения уровня профессионализма и культуры через интеллектуальные информационные системы. Внедрение в процедуру контроля СКК – это качественно новое средство управлением учебной деятельностью, которое должно опираться на комплексную диагностику при осуществлении единства контролирующей, обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса