Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция VI

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Одиноков Александр Викторович, Рогов Виктор Петрович

Ковровская государственная технологическая академия (КГТА), г.Ковров

Рассматриваются вопросы о необходимости контроля качества обучения. Предлагается использование оценок знаний учащихся и студентов для формирования творческих коллективов при решении социальных задач регионального и более высокого уровня.

Из определения образования, принятого 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО следует, что оно (определение образования) представляет систему контроля качества знаний студентов с позиций констатации результата совершенствования способностей и поведения личности. Рассмотрим этот вопрос относительно трех заинтересованных сторон – отдельно взятой личности, учебного заведения и организаций – заказчиков образовательных услуг. Это – отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: человека – в образовании; учебного заведения – в своем развитии и благосостоянии сотрудников; фирм и других организаций – заказчиков – в росте кадрового потенциала. Общество в целом выигрывает в оптимальном воспроизводстве совокупного личностно – интеллектуального потенциала. Уровень и глубина контроля качества обучения должна определиться не только документом, который выдается учащемуся или студенту после завершения цикла обучения, но и некоторой регистрацией качества обучения государственными или другими структурами. Цель такой регистрации – не “прозевать” личность при формировании коллективов для решения социальных задач регионального и более высокого уровня.

Анализ источников информации показал, что система контроля качества знаний учащихся и студентов должна учитывать и опираться на:

  1. Маркетинг образовательных услуг [1, 2];
  2. Целевую подготовку кадров [3];
  3. Профессионализм, работоспособность, готовность к риску, принципиальность [4];
  4. Проект первой совместной Совета Европы/ЮНЕСКО конвенции о признании документов в области высшего образования в европейском регионе (шестой вариант) [5];
  5. Образование, как основное стратегическое средство борьбы с безработицей [6];
  6. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования [7];
  7. Проблемы поиска объективных и достоверных критериев, определяющих эффективность труда преподавателей [8];
  8. Различие систем оценки знаний [9];
  9. Возможность и глубину использования ЭВМ в обучении и контроле знаний [10].

Анализ приведенных источников также показал, что разработка системы контроля качества знаний учащихся, студентов и выпускников каждой специальности или направления не самоцель и далеко не средство универсальное для института в целом или даже для отдельно взятого цикла в рамках любой из специальностей. Это, по мнению авторов, последовательная работа для всех направлений (циклы дисциплин, специальности, институт…). Даже на первом этапе разработки такой системы необходимо учитывать международную интеграцию в формах и методах оказания образовательных услуг [6]. Работа может быть начата с имеющихся продуктов, но при этом обязателен учет опыта работы МГАХТ им. М.В.Ломоносова по созданию экспертно – обучающих систем [10].

В Ковровской государственной технологической академии разработана структура взаимосвязей подготовки специалистов, где основными элементами являются обучаемый – студент. Основой создания такой структуры является оптимальный подбор действий(воздействий) и ресурсов, обеспечивающих оценку и регистрацию качества знаний студентов и, как результат, формирование таких коллективов, которые были бы способны решать задачи регионального и более высокого уровня.

В соответствии с предлагаемой структурой оценка качества обучения является необходимой деятельностью ВУЗа, с другой стороны (с учетом регистрации качества обучения государственными или другими структурами) – предопределяет потенциал коллектива и требования к нему для решения социальных задач.

Предложенные в тезисном виде материалы являются составной частью госбюджетных работ: “Системная интеграция информационных технологий в подготовке высококвалифицированных специалистов машиностроительных предприятий” (1997 – 1999 г.г.), “Информационные технологии в проектировании и образовании” (начало работ в 2000 г.) КГТА.

Литература

  1. Панкрухин А. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию//Alma mater. – 1997. – № 1. – С.25-30.
  2. Панкрухин А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога//Alma mater. – 1997. – № 3. – С.27-32.
  3. Системы качества. Сборник нормативно-методических докусентов. Государственный комитет СССР по стандартам. М., 1989. – 119с.
  4. Задорожнюк И. Сегодня, завтра, …, послезавтра// Alma mater. – 1997. – № 1. – С.48.
  5. Филиппов В. Признание дипломов: добрая воля и большие обязательства// Alma mater. – 1997. – № 2. – С.8 – 11.
  6. Линнамайя Отала. Задача обучения на протяжении всей жизни – вызов университетам// Alma mater. – 1997. – № 4. – С.24 – 32.
  7. Сенашенко В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования//Высшее образование в России. – 1997. – № 1. – С.53 – 56.
  8. Соловьев В., Курдюмов Г., Кулагина А. В поисках критериев эффективности преподавательского труда// Высшее образование в России. – 1997. – № 1. – С.72 – 76.
  9. Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин/Наделяев В., Мартынова Т., Герстенбергер В. и др.//Высшее образование в России. – 1997. – № 2. – С.103 – 107.
  10. Швец В., Бурляев В. Экспертно – обучающие системы//Высшее образование в России. – 1997. – № 2. – С.108 – 113.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса