Главная страница

общение

Перейти на форум

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция VI

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИКИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ

Павлова Ирина Николаевна, Миронова Елена Александровна

Ковровская государственная технологическая академия (КГТА), г.Ковров

В докладе проводится анализ логического построения базы вопросов и ответов с учетом опыта ее использования при тестировании по математике студентов первого курса технических специальностей КГТА. В результате выработаны рекомендации для разработки контрольных вопросов и ответов при составлении тестов.

Как правило, основу любых тестов составляют весьма обширные базы вопросов и ответов, составленных в соответствии с законами логики. Изучением особенностей их применения в данной области занимается ,молодая и бурно развивающаяся наука «Логика вопросов и ответов», или «Эротетическая логика».

Уже в течение 4-х лет эта база вопросов и ответов с применением контролирующей программы «Рубикон» (версия 3.0) используется при проведении коллоквиумов и экзаменов по курсу «Алгебра и геометрия» для студентов 1‑го курса технических специальностей КГТА.

Авторы ставили перед собой задачи:

  • рассмотреть понятия логики вопросов и ответов применительно к тестовому контролю знаний студентов с применением ЭВМ;
  • проанализировать c позиций логики используемую для этого базу вопросов и ответов по курсу «Алгебра и геометрия»;
  • выработать рекомендации по совершенствованию этой базы и программных средств.

В ходе анализа стали очевидными недостатки интуитивно составленных вопросов и предложены варианты их изменения с целью повышения надежности и валидности теста. Объективность оценки качества вопросов повысилась сопоставлением априорных оценок авторов со статистическими результатами последнего опроса группы студентов, обучающихся по специальности «Системы автоматизированного проектирования».

При анализе базы вопросов и ответов были выявлены следующие недостатки.

  • Отсутствие простых уточняющих вопросов, что привело к излишнему усложнению теста и перегрузке внимания обучаемого.
  • Отсутствие вопросительных слов в восполняющих вопросах.
  • Наличие синтаксически некорректных вопросов, в которых отсутствовала расшифровка обозначаемых величин.
  • Наличие "трудных" вопросов, которые содержали слишком большую неопределенность в базисе, и "легких", дословно повторяющих слова учебника или лекции.
  • Наличие несоответственных ответов на вопросы.

Анализ базы вопросов и ответов показал ее следующие достоинства.

  • Отсутствие семантически некорректных и провокационных вопросов.
  • Отсутствие эпистемически некорректных вопросов.
  • Отсутствие неполных правильных ответов.
  • Исходя из логического построения базы вопросов и ответов и опыта ее использования на практике, рекомендуем придерживаться следующих правил при разработке подобных контрольных вопросов и заданий в тесте.
  • Вопросы должны быть правильно поставленными, то есть корректными. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
  • В уточняющем вопросе должны быть предусмотрены альтернативы ответа («да» или «нет»).
  • Вопросы должны быть сформулированы кратко, но достаточно ясно.
  • Следует отдавать предпочтение большему количеству простых по структуре вопросов, а не малому количеству сложных.
  • В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все возможные альтернативы, так как в противном случае у обучаемого искажается представление о классификации или структуре объекта базиса.
  • Недопустимо наличие риторических вопросов, так как они являются суждениями, содержащими, пусть неявное, утверждение или отрицание.

Литература

  1. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов / Пер. с англ. Г.Е. Крейндлина. Под общ. ред. В.А. Смирнова, В.К. Финна.- М.: «Прогресс», 1981.
  2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе.- М.: МИСиС, 1989.
  4. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий.- М.: Труды Исследовательского центра гособразования СССР, 1991.
  5. Матушанский Г.У. Тестовый контроль знаний в вузе: Курс лекций.- Казань: КГТУ, 1993.
  6.  Пак Н.И., Филиппов П.К. К вопросу о технологии компьютерного тестирования. // Информатика и образование.- 1997.- № 5.
  7. Матушанский Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний. // Информатика и образование.- 2000.- № 6.
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса