Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2001/Секция VI

ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ЭРУДИТ

Марянина Ирина Сергеевна, Шепелев Евгений Владимирович

Поволжский технологический институт сервиса (ПТИС) г.Тольятти, Центр Информационных технологий образования (ЦИТО) г.Тольятти

Методологические и технологические аспекты использования интерактивных дистанционных технологий и современных общедоступных средств телекоммуникаций в организации и проведении олимпиады для учащихся средних и средних специальных учебных заведений.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса, не только в ВУЗе, но и в любом учебном заведении. Внедрение в учебный процесс различных обучающих и контролирующих систем предполагает повысить его интенсивность, с одновременным уменьшением нагрузки на преподавателя и вместе с тем, повысить объективность оценивания знаний. Однако, существует и негативное отношение многих преподавателей к самой системе автоматизированного контроля знаний. Среди таких причин чаще всего называются:

  1. Несоответствие информационной модели знаний, по которой проверяются знания обучаемого, модели знаний преподавателя;
  2. Сложность и трудоемкость ручного создания достаточного количества тестовых заданий;
  3. Примитивность и негибкость процедуры расчета итоговой оценки;
  4. Невозможность учесть неполные или не совсем точные ответы, принимаемые во внимание экзаменатором в ходе « живого» диалогового оценивания знаний.

Информационные технологии сами по себе не смогут решить никаких проблем. Только новые взгляды на процессы, новые подходы к решению существующих проблем с учетом возможностей современных информационные технологии и средств телекоммуникаций, только комплексное решение способствует получения оптимального результата. Поэтому, с учетом вышеизложенных причин в основу построения информационной модели контроля знаний был положен принцип не исключения физического участия преподавателя, а напротив, обязательное его участие, но с автоматическим предоставлением ему необходимого инструктивно-справочного материала или инструментально- контролирующих средств, в зависимости от этапа его работ.

Разработанная интерактивная технология для проведения олимпиад, в основу которой был положен принцип равноудаленности, обнаруживает следующие достоинства:

  • предоставление равных возможностей и условий для всех учащихся, независимо от места жительства и учебы— любой желающий может зарегистрироваться и принять участие в состязаниях;
  • не требует специально оборудованных рабочих мест (возможно любое подключение к Интернет) и специализированного ПО (MS Internet Explorer 3.0 и выше);
  • использование при проверке и оценке работ обезличенных протоколов с заданиями и ответами гарантирует объективность получаемых оценок, исключает субъективизм в процессе контроля знаний;
  • в работе по проверке и оценке работ, по подготовке экзаменационных конкурсных заданий применяется целый комплекс мер, правил. Одно из правил составления заданий и ответов заключается в следующем: вопрос или ответ не может быть односложным, должны предполагать вывод, логическую структуру и/или содержать решение. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность угадывания или отбор методом исключения.
  • представляется возможность выставления оценок по разным стабильным шкалам – каждый член жюри-эксперт в данной предметной области вводит в программу свою систему оценки результатов по данной теме, а также учитывается количество выполненных заданий;
  • дает возможность предлагать участникам сложные и интересные задачи и получать развернутые ответы, и тем самым, способствующие развитию логического мышления учащихся.
  • так как весь турнир происходит на сервере в сети Интернет, что гарантирует своевременное получение заданий участниками и ответов жюри;
  • постоянные публикации результатов в Интернет предоставляет возможность участия неограниченного количества наблюдателей, открытый доступ к текущему протоколу ( в режиме просмотра) гарантирует защиту от подтасовки результатов.
  • разработаны критерии оценки результатов, механизм подачи апелляции;
  • не требует большой организационной работы со стороны администрации и специальных знаний в области ИТ от жюри.

Вся технология проведения олимпиад, в основу которой положен принцип равноудаленности, разработана с использованием развитых средств создания интерактивных страниц. Интерфейс обмена данными между пользователем и прикладным ПО – сервер — CGI с динамически изменяемым содержимым – языка сценариев обработки страницы — SSI и языка Perl, на котором реализовано ПО. На поддерживающих их технических средствах — сервер под Unix (Linux), http демон — Apache, с учетом, существующих на сегодняшний день, каналов связи, большинство из которых базируются на АТС, не позволяющих передавать информацию со скоростями 33600 бот и выше, следовательно, недостаточных для передачи видео изображения.

Однако, это не единственно возможный способ технической реализации проекта.

Первая реализация проекта в 2000 году была реализована с помощью ASP( VBScript) + IIS 4.0, Windows NT Server 4.0. SP4, SQL Server 7.0. Standart SP1 OLAP, MDAC( ADO 2.1).

Развитие дистанционного образования не может быть успешным без проведения пилотных проектов, благодаря которым происходит апробирование систем и технологий предоставления информации, в том числе и учебно-методического и контролирующего назначения.

В этом году состоялась 2-ая городская интерактивная предметно-дистанционная олимпиада « Эрудит» для учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Средой для ее проведения выбран Интернет — наиболее широко распространенное, динамично развивающееся, достаточно отработанное средство коммуникации. Целью ее проведения стало привлечение внимания всех заинтересованных лиц к возможности использования современных Интернет технологий к областям знаний, на первый взгляд, далеких от информатики и информационных технологий, а также оценить уровень подготовки учащихся к сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Поэтому и темы для состязаний были выбраны из предметов общеобразовательной программы: физика; химия; биология; словесность; история; математика и география.

Олимпиада проходит в 3 этапа:

  • Первый — интерактивно-дистанционный на сайте олимпиады проверяются знания учащихся по 7предметам школьной программы, отвечая 3 вопроса их каждой области знаний.
  • Второй — так же интерактивно-дистанционный, но здесь право на составление заданий отдано самим участникам, прошедшим в этот тур.

В качестве положительного момента на этом этапе стоит отметить, что за время, отведенное на подготовку домашнего задания, конкурсант должен обращаться к дополнительным источникам для получения углубленного материала средней школы, тем самым, повышая свой информационный багаж, должен построить логическую схему обоснования проставления итоговых баллов за каждый ответ на свой вопрос.

Третий заключительный этап — очный тур, который состоит из конкурсов, базирующихся на использовании мультимедийных обучающих и тестирующих систем.

Практическая реализация проекта выявила ряд моментов, над решением которых в настоящее время ведутся работы. К ним можно отнести следующее:

  • изменение порядка следования конкурсов участников – первым и обязательным «разминочным» должен быть тестовый конкурс на знание основ информатики;
  • подключения соответствующего инструктивного или информационно-справочного материала для работы жюри на каждом этапе, с учетом специфика данной предметной области.
написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса