Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция VI

О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Самохвалова Вера Владимировна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина (ТГУ) г.Тамбов

В докладе рассматривается содержание информационной культуры и приводятся данные исследования уровня сформированности информационной культуры студентов Тамбовского государственного университета.

В последние годы часто приходится слышать о необходимости формирования информационной культуры (ИК) учащихся и студентов. Хотелось бы подробнее рассмотреть, что вкладывается в это понятие.

Вспомним, что обучение — это процесс передачи молодым культуры предыдущих поколений. Следовательно, процесс изучения информатики может и должен нести учащимся информационную культуру. Каким же образом должна формироваться ИК, что должен включать в себя этот процесс?

Мы не должны забывать, что обучение — это, в первую очередь, средство воспитания. Условно воспитание можно разделить на три направления: нравственное, эстетическое и трудовое. Содержание воспитательного аспекта информатики подробно будет рассмотрено в докладе.

Естественно, что в процессе обучения большое внимание уделяется познавательному аспекту. Это не только знания об основных понятиях информатики, структуре персонального компьютера и его программном обеспечении, но формирование мотивации к овладению этими знаниями, развитие рефлексивной позиции учащихся.

В процессе обучения мы должны не только передавать знания, но и развивать учащихся. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению ИК, готовность к самостоятельной работе после вуза.

Социальный аспект ИК заключается в том, что студент овладевает необходимыми умениями для передачи, транслирования информации, развивает коммуникативные способности.

Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты ИК взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах.

Итак, основное содержание ИК мы определили. А как определить, на каком уровне сформирована ИК у будущего специалиста?

Определению уровня сформированности ИК было посвящено исследование, проведенное нами со студентами факультета социальной работы, а также физико-математического, психологического, филологического и исторического факультетов Тамбовского государственном университета имени Г.Р.Державина. Всего было опрошено около 400 студентов.

Основными критериями сформированности ИК студентов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Рассматривались следующие компоненты знаний: общеобразовательный, мировоззренческий и психолого-педагогический. Умения были разделены на следующие группы: алгоритмические умения инструментального использования средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ); умения пользоваться операционной системой; умения, характеризующие гуманитарный компонент использования средств ИКТ.

В результате обработки тестовых заданий выявлено, что студенты физико-математического факультета показывают более высокие алгоритмические умения инструментального использования средств ИКТ, а также умения, характеризующие гуманитарный компонент использования средств ИКТ и использования операционной системы.

Лучшие общеобразовательные знания по информатике показали студенты факультетов социальной работы и исторического, хотя наибольшее количество часов на изучение дисциплин, связанных с информатикой, отводится на физико-математическом факультете. Видимо, в процессе подготовки физиков и математиков идет перекос в изучение программирования, а общеобразовательному компоненту знаний уделяется недостаточное внимание.

Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, можно сделать вывод, что этим направлениям в нашем вузе уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса