Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2001/Секция VI

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

Балыкбаев Такир Оспанович

Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан, г.Алматы

Рассматривается математическая система вычисления показателей относительных знаний студентов по темам, выявленных в ходе тестирования абитуриентов. Предлагается корректирование обучения в зависимости от полученных показателей. Обсуждаются вопросы использования компьютеров при обработке результатов тестирования и расчете относительных показателей.

Результаты ежегодного тестирования абитуриентов, проводимого в Казахстане в ходе приемной кампании, очевидно, представляют собой богатый педагогический материал, отражающий уровень существующей подготовки студентов, приходящих на обучение в вуз. В связи с этим, последующее обучение этих студентов целесообразно проводить с учетом результатов тестирования. Если в ходе тестирования выявлено общее недопонимание будущими студентами одной из тем учебного курса, то при последующем обучении педагог должен затратить больше учебного времени и уделить большее внимание изучению этой темы. Дополнительное учебное время и другие ресурсы для этого могут быть высвобождены в результате упрощенного рассмотрения тем, известных студентам в большей степени.

Разработаны специальные технологические приемы, основанные на использовании математических методов и современных компьютерных технологий, позволяющие автоматизировать совершенствование обучения студентов в вузах на основе данных, полученных в ходе тестирования абитуриентов. Для этих целей в ходе тестирования все предлагаемые задания должны быть формально сгруппированы по темам, подлежащим анализу, а программа обработки результатов тестирования каждого студента должна предоставлять данные об уровне знаний каждого студента по каждой теме. Посредством несложных математических действий результаты преобразуются к процентной доле от идеально правильного ответа на все вопросы конкретной темы. Далее происходит вычисление среднего для всей группы студентов результата по каждой из тем, представленных в тесте.

На следующем этапе технологического пути определяется относительная «успешность» группы студентов по одной теме по отношению ко всем остальным темам тестирования. В результате появляются данные, показывающие как распределены знания студентов: чем лучше знания той или иной темы, тем выше соответствующий этой теме численный показатель. Однако такое представление может оказаться не совсем удобным для принятия решений о корректировании учебных планов или программ, поскольку находится в обратной пропорциональности ресурсообеспечению учебного процесса. Для удобства относительные показатели целесообразно обратить.

Общеизвестно, что большинство существующих учебных курсов построено таким образом, что в них имеется некоторая вариативная часть, допускающая изменения в зависимости от конкретной педагогической обстановки. В связи с этим при выборе конкретных вариативных значений возможен учет результатов тестового опроса абитуриентов. Получаемый по указанной выше схеме набор результирующих значений показывает места "недопонимания" студентов в общей совокупности тем. Полученные значения должны быть отражены в эквивалентном увеличении или уменьшении учебных часов, количестве практического материала, ресурсообеспечении, повышении внимания педагогов и прочих рычагах регулирования интенсивности обучения.

Все разработанные математические действия, начиная с обработки результатов тестирования и заканчивая подсчетом результирующих значений, непосредственно используемые в корректировании обучения, можно легко автоматизировать на основе использования современной компьютерной техники и достаточно распространенного программного обеспечения. Это могут быть как специально написанные программные средства, так и популярные системы, такие, например, как электронная таблица Microsoft Excel. При этом достоверность получаемого с помощью компьютеров результата и проблематичность выбора программного средства практически не зависит от конкретных тем для тестирования и количества отбираемых в вуз студентов. Таким образом, формально весь технологический процесс будет реально сведен к компьютерному опросу абитуриентов и практически моментальному определению процентных долей, которые должны лежать в основе перераспределения учебных ресурсов.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса