Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Семинары

Презентации

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Содержание

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2, III.3

- IV -

- V -

- VI -

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [устное выступление и публикация]

ИТО-2002/Секция I /Подсекция 1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАТИКЕ

Фридланд Александр Яковлевич

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (ТГПУ)

В докладе рассматриваются основные процессы в информатике. Уточняется понятие «информационный процесс». Вводится понятие «информатический процесс» как процесс обработки данных. Рассматривается иерархия процессов: информационные – информатические – алгоритмические – программные – компьютерные.

В работе [3] предложено использовать понятие «информация» в значение смысла (содержания). В этом случае «данные» понимаются как форма, с помощью которой передается смысл (информация). Термины «информация» и «данные» четко разделяются. Можно сказать, что у источника (вспомним схему связи Шеннона) информация хранится в аппарате мышления, а отчуждается только в виде данных, а у адресата полученные аппаратом мышления данные приватизируются в виде информации. Теперь необходимо определить понятие «информационный процесс».

Под термином «процесс» будем понимать последовательное изменение состояния системы или явления. Понятию «информационный процесс» не очень везет в курсах информатики, в большинстве курсов о нем не упоминается. Для того чтобы показать важность этого понятия напомним, что обучение во многом – информационный процесс. Что же под этим понимается?

В работе [2] информационные процессы рассматриваются с точки зрения хранения, передачи и обработки информации [2, с.589], если перейти к нашей терминологии, то это будут процессы, связанные с данными, а не информацией.

Наиболее полно информационные процессы рассмотрены С.А.Бешенковым и Е.А.Ракитиной [1, с.56 – 61], которые дают следующее определение:

«Информационный процесс – совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели)» [1, с. 57].

Отсюда следует, что под информацией, в данном случае, понимается и смысл (идеи, гипотезы, теории), и данные. Поэтому далее авторы разделяют информационные процессы на два типа – «общие» и «основные».

«Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации» [1, с.60].

Теперь перейдем к нашему определению. Еще раз напомним, что под информацией понимается смысл. Из схемы Шеннона следует: информационный процесс заключатся в том, что информация (смысл, знание), существующая в аппарате мышления одного человека (источника), должна с помощью данных, циркулирующих в блоках работы с данными перейти в аппарат мышления другого человека (адресата). Заметим, что происходит не непосредственный переход, а формирование информации у адресата на основе полученных данных и накопленного опыта, знаний. Отсюда следует:

Информационный процесс – это совокупность процессов происходящих в аппаратах мышления людей (инициируемых поступающими данными) и процессов обработки данных.

Информационный процесс не существует без процессов обработки данных, так как человек не существует без общения (коммуникаций).

Вот этот процесс получения и обработки данных, то что в [2] называется информационным процессом, а в [1] основным информационным процессом, назовем информатическим процессом.

Информатический процесс – это совокупность действий, производимых над данными, в рамках информационного процесса.

Напрашивается аналогия: физика – изучает физические процессы и явления, химия – химические процессы и явления, а информатика изучает информатические процессы и явления.

Информационный процесс, в этом случае, включает в себя информатический процесс. Если в информатическом процессе участвует компьютер с решением задач, то в него входит алгоритмический процесс. Получается иерархия процессов сверху вниз: информационный – информатический – алгоритмический – программный – компьютерный.

Литература

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.
  2. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
  3. Фридланд А.Я. Об уточнении понятия «информация». // Педагогическая информатика, 2001, № 4, с. 28-36.
написать автору

Сервер поддерживается фирмой НПП 'БИТ про'