Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ИТО-2006 \ Секции \ IV. - ИКТ в управлении образованием

Авторы доклада:


сменить фотографию
Кушнир
Геннадий Михайлович

сменить фотографию
Тришневская
Ольга Михайловна

сменить фотографию
Кушнир
Михаил Эдуардович

Текст доклада:

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Кушнир Михаил Эдуардович, Тришневская Ольга Михайловна, Кушнир Геннадий Михайлович (gimn45@gmail.com)

ГОУ Гимназия №45, г. Москва

Электронный Журнал (ЭЖ), на наш взгляд, более успешно решает ряд задач, стоящих перед учителями, классными воспитателями и администрацией, чем традиционный бумажный.

E-MARK-BOOK. EXPERIENCE & PROBLEMS

Kushnir Michael Edw., Trichnevskaya Olga M., Kushnir Gennady M. (gimn45@gmail.com)

Moscow School 45

Electronic mark book is more usefull then traditional mark book for teachers, tutors, administrators tasks.

I. Взгляд заместителя директора по УВК

Широкое использование IT-технологий в подготовке управленческих решений гимназии и приход в администрацию молодых кадров привели нас в 2004 году к осознанию необходимости более энергичного внедрения электронных форм работы с классными журналами.

Серьезным препятствием долгие годы казалась необходимость ведения традиционных бумажных журналов, т.к. требовала двойного ввода информации, но администрация решила сделать ставку на преимущества электронной обработки журнальной информации и проявила настойчивость в своих требованиях по ведению ЭЖ параллельно с традиционным. Это дало следующие преимущества:

Для учителей:

·       возможность в конце триместра/полугодия оперативно выставить отметки, не тратя время на громоздкие подсчеты (в гимназии принята критериальная система оценивания с формализованным алгоритмом выведения интегрированной итоговой отметки);

·       в течение триместра или полугодия увидеть возможные итоговые «двойки»;

·       своевременно спланировать шаги по преодолению тревожной ситуации.

Для классных воспитателей:

·       постоянный доступ к информации об успеваемости учащихся класса;

·       отсутствие необходимости вручную дублировать отметки из бумажного классного журнала для выставления в дневники или зачетные книжки (достаточно распечатать ведомость);

·       возможность при любом разговоре с родителями учащихся предоставить полную и актуальную информацию об успехах.

Для администратора:

·       максимально оперативный контроль за образовательным процессом, что существенно экономит человеческие и временные ресурсы;

·       эффективный инструмент для принятия своевременных управленческих решений и подготовки бесчиcленных отчетов, справок, служебных записок;

·       удобство контроля за выполнением графика контрольных работ и своевременным выставлением отметок в журнал, за соблюдением сроков выставления триместровых/ полугодовых и годовых отметок, за доведением их до сведения учащихся и их родителей.

С введением ЭЖ практически полностью прекратились жалобы родителей на отсутствие информации об успеваемости детей. В ближайшем будущем мы хотим предоставить родителям удаленный доступ к ЭЖ, что, на наш взгляд, существенно повысит оперативность информационного взаимодействия с ними.

ЭЖ – программа, которая развивается. Вновь возникающие обстоятельства ставят новые задачи. В связи с этим, для нас оказалось очень важным тесное сотрудничество между разработчиками программы и всеми сотрудниками от администраторов до классного руководителя. Вероятно, наша разработка уступает по некоторым возможностям другим программам, все чаще появляющимся на рынке для управления ОУ, но ЭЖ решает большинство тех проблем, которые реально стоят перед нашей гимназией.

II. Взгляд разработчика ЭЖ

Создание БД школы начиналось с организации централизованного ведения цифрового досье — хранения информации об учащихся и сотрудниках. Такие попытки предпринимались в школе неоднократно и разными средствами, но всякий раз они оказывались слабо востребованными. Даже сейчас, несмотря на наличие БД, классные руководители составляют списки своих классов с адресами и телефонами более традиционными средствами типа Word-Excel. К сожалению, не является достаточным просто понимания, что без своевременного ввода и коррекции информации бессмысленной оказывается вся работа с БД. На современном этапе наладить регулярный ввод этой информации в БД удалось только под давлением необходимости регулярно сдавать отчеты по всеобучу. В то же время, развитие школьной БД шло вопреки БД «Всеобуч», навязанной Департаментом Образования г. Москвы. Эта разработка не предусматривает традиционного для технологии БД взаимодействия с другими средстствами храния и передачи данных. В результате нам приходится с ужасом ждать каждую новую версию: опять нужно будет тратить время и силы, чтобы заново организовывать перенос в нее данных из нашей БД. Знаменательным этапом стал ввод в школьную БД отметок. Эти функции оказались настолько востребованными, что всю БД стали называть «Электронный Журнал». Для удовлетворения запросов учебной части были добавлены различные формы анализа и вывода информации об успеваемости учащихся. Без организации взаимодействия с программой, которая используется для разработки расписаний, в ЭЖ остается невостребованной возможность хранения расписаний, кроме некоторых специально запрошенных функций.

Серьезными проблемами развития БД оказываются разработка интерфейса, понятного для пользователей, и непредсказуемость интереса к различным функциям: иногда довольно простые возможности вызывают бурный интерес, а трудоемкие в разработке функции, которые без БД практически невозможны, воспринимаются весьма прохладно. В настоящее время все больше различных задач в гимназии решается с помощью технологии БД. Не все они являются составной частью ЭЖ, но планируется их более тесная интеграция.

III. Взгляд ИТ-администратора

В настоящий момент наблюдается бум реализации ИТ в вопросах автоматизации проблем управления образованием. Приятно сознавать, что для этого выбираются адекватные современные средства — базы данных (БД), web-сайты и их симбиоз в виде динамических сайтов (порталов). В то же время, стоит обратить внимание на возникшие в связи с этим проблемы.

1.   Отсутствуют юридические основания для отмены традиционных классных жупналов при наличии современных электронных средств ведения документации. Неужели классные журналы являются более ответственной информацией, чем бухгалтерская отчетность?

2.   Существует ряд программных продуктов, автоматизирующих разные аспекты задач управления образованием, которые никак не совместимы между собой по форматам данных. В сочетании с обязательностью сдачи отчетов образовательными учреждениями (ОУ) в формате именно этого программного обеспечения (ПО) возникает новая задача для ОУ — наполнение ВСЕХ этих информационных ресурсов данными. В результате приходится неоднократно вводить одни и те же данные в разные программные продукты, что требует времени не меньше, чем без использования современных ИТ.

3.   В ряде ОУ существуют свои разработки ПО для автоматизации управления, что при существующей политике навязывания ПО сверху фактически наказывает эти ОУ за инициативу в развитии ИТ. Они вынуждены либо «взламывать» навязываемое ПО, чтобы найти способ сопряжения с ним для минимизации трудозатрат, либо отказываться от развития своих наработанных ИТ в связи с невозможностью одновременной поддержки всех ИТ. При этом ИТ собственной разработки могут быть более удобными и насыщенными, т.к. разрабатывались под реальные задачи — такова логика внутренних разработок.

4.   Хотя, безусловно, по количеству на рынке превалирует платформа Windows, круг компьютерных платформ, используемых в образовании, ими не ограничивается. Есть ОУ с Linux, Mac, возможно, еще что-то (Sun, например). Однако редкие разработки делаются на основе современных мультиплатформенных решений, чтобы их можно было выполнять на любой из этих платформ или, как минимум, не только на Windows.

Дополнительные возможности: