Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ WEB-ПОРТАЛОВ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАНДАРТОВ ДОСТУПНОСТИ

Зарудный Дмитрий Иванович (Stepnb41@mail.ru), Щетинин Дмитрий Юрьевич (moscowgolem@ya.ru)

Московский педагогический институт

Рассматриваются методология и инструментальные средства автоматизированной разработки динамических, информационно — образовательных Web-порталов с различной функциональностью, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с использованием стандартов доступности и технологии каркасно–компонентного проектирования — Joomla!, позволяющие существенно сократить временные затраты на реализацию аналогичных проектов.

Данная работа опирается на результаты многолетней работы коллектива по использованию современных информационных технологий для профессионально-образовательной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проблемы.

Показано, что на данном этапе развития систем автоматизированной разработки динамических, информационно — образовательных Web-порталов, не достаточное внимание уделяется учёту стандартов доступности для пользователей с ограниченными возможностями здоровья и применению технологий каркасно–компонентного проектирования, основанные на методах объектно–ориентированного проектирования, позволяющие существенно сократить временные затраты на реализацию аналогичных проектов и их развитие.

Для обеспечения профессионально-образовательной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо разработать методологию, обеспечивающую выполнение стандартов доступности содержания Web — порталов для лиц: с ослабленным зрением или с потерей зрения; нарушенной моторикой; с ослабленным слухом.

Кроме этого, навыки автоматизированной разработки и использования информационно — образовательных Web-порталов могут быть использованы такими лицами как один из возможных видов их трудовой деятельности.

Поэтому, задача разработки методологии, программно — методического обеспечения автоматизированной разработки информационно-образовательных Web- порталов с учётом стандартов доступности является актуальной научно-технической задачей.

Используемые технологии и требования к характеристикам портала.

Проведён аналитический обзор систем разработки корпоративных порталов. Показана целесообразность использования объектно — ориентированной технологии Joomla!, позволяющей реализовать компонентно-каркасный подход при разработке Web-порталов, что позволяет снизить временные и трудовые затраты при модификации и разработке аналогичных проектов

Функциональные возможности разрабатываемого портала: поиск по порталу; публикация новостей, объявлений; разделение ролей пользователей; взаимодействие пользователей средствами форума; наличие видео плеера; создание галереи изображений; возможность добавления комментариев к статьям; расширение функциональных возможностей портала осуществляется без перепрограммирования, с использованием шаблонов.

Нефункциональные характеристики портала: реализация стандартов доступности; интуитивно понятное меню; идентификация пользователя посредством авторизации учетной записи; применение встроенных визуальных редакторов; применение системы резервного копирования портала;

Портал реализован и апробирован полностью в соответствии с требованиями. Он может использоваться как каркас при разработке образовательных порталов.

Программирование должно быть минимальным или выполняться с использованием шаблонов.

Программно — методическое обеспечение автоматизированной разработки информационно — образовательных Web – порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, апробировано для базовых функциональных возможностей.

Применение стандартов доступности

Доступность является важной темой, как по экономическим, так и по социальным причинам. Это не свойство Web-сайта, а скорее показатель качества, с которым он был создан. Если учитывать аудиторию сайта во время его создания (и до этого), то вы создадите более доступные страницы со всеми преимуществами, которые это приносит. Существует ряд хорошо известных рекомендаций, которые могут в этом помочь — следуя этим рекомендациям вы можете гарантировать, что создаваемый сайт удовлетворяет профессиональным требованиям доступных страниц.

При создании Web-сайта доступность — создание Web-сайта доступным для всех, независимо от их возможностей или физических ограничений — всегда должна быть первоочередной задачей.

Доступность не является проблемой, связанной только с Web-сайтами, это потенциальная проблема любой службы, объекта или технологии, с которыми можно столкнуться в жизни.

Создаваемые Web-сайты будут доступны пользователям, которые:

·        Являются слепыми или со значительными недостатками зрения, и прослушивают Web-сайты с помощью считывателей экрана, или воспринимают их на дисплее Брайля.

·        Являются близорукими, и увеличивают изображение до шрифта размером 200%.

·        Имеют двигательные недостатки, и поэтому не могут использовать руки для управления мышью, и вынуждены использовать джойстик для управления клавиатурой, или специальное устройство указания с помощью глаз для управления Web-сайтом.

·        Используют шаровой указатель, или другие более необычные типы систем управления компьютером.

Целесообразно использовать стандарты доступности по следующим причинам:

·        В некоторых странах применение стандартов доступности требует закон.

·        Доступные сайты в поисковых системах обычно ранжируются выше.

·        Вы демонстрируете высокие этические принципы — что оценят некоторые заказчики.

·        Когда вы создаете Web-сайт в соответствии со стандартами Web, вряд ли потребуются какие-либо дополнительные усилия, чтобы сделать его доступным, что предоставляет так много преимуществ;

·        Методы, которые помогают людям с физическими недостатками, будут полезны всем пользователям.

Тестирование доступности

Законы и общественное мнение неодобрительно относятся к дискриминации людей с функциональными ограничениями. Чтобы быть справедливым по отношению ко всем, правительства и другие организации стараются придерживаться различных стандартов доступности Web, таких как законодательство Section 508 федерального правительства США и Рекомендации по доступности контента Web (WCAG) консорциума W3C.

Не каждая Web-страница будет оцениваться на доступность экспертами и пакетом платных тестов. Но любой разработчик Web может изучить принципы доступности, попытаться реализовать эти принципы в своем коде, и отправить результаты своей работы в списки почтовой рассылки пользователей, чтобы узнать о дополнительных проблемах, и таким образом получить новое знание для будущих исследований.

Дополнительные функциональные возможности.

Инструментальное программное средство для автоматизированной разработки Вэб – порталов позволяет расширять его возможности, добавляя программные модули без его перепрограммирования, расширяющие функциональные возможности разрабатываемого Web – портала, например, учитывающие специфику лиц с ограниченными возможностями здоровья:

·        обеспечение удалённого доступа к информационно – образовательной среде ведущих вузов, в автоматическом режиме, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

·        использование реабилитационного комплекса речевого управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с детским церебральным параличом;

·        использование программного комплекса медико-образовательно- профессиональной реабилитации инвалидов с дефектами речи;

·        использование подсистемы создания интерфейса ускореного доступа к ресурсам компьютера с использованием «горячих» клавиш для лиц с нарушением опорно- двигательного аппарата или зрения

·        использование методов шумоподавления в системах распознавания речевых команд для дикторов с дефектами речи;

·        страницы, генерируемые системой, максимально учитывают требования доступности к веб-контенту портала для пользователей с ограниченными возможностями здоровья.

Перечисленные дополнительные функциональные возможности разрабатываемых информационно-образовательных Web – порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны, апробированы и частично представлены в работах (1-6).

Интеграция дополнительных функциональных возможностей Web – порталов не требует его перепрограммирования.

Литература:

1.   Зарудный Д.И., Серов А.А., Симонов Е.В., Хёнеманн М.В. «Проблемы и методы создания программно-профессионального реабилитационного комплекса речевого управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с ДЦП», Междун.конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» Москва, ноябрь 2006г.

2.   Зарудный Д.И., Серов А.А., Симонов Е.В, Светушкин С.А., Носков Ю.М., Харин В.О. и др. Программный комплекс медико-образовательно- профессиональной реабилитации инвалидов с дефектами речи. Междун.конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» Москва, ноябрь 2006г.

3.   Вячин В.В. Зарудный Д.И Прототип подсистемысоздания интерфейса ускореного досту па к ресурсам компьютера с использованием «горячих» клавиш для лиц с нарушением опорно- двигательного аппарата или зрения. Труды Международный конгресс конференций «ИТО 2008» Москва, 6-9 ноября 2008г.

4.   Зарудный Д.И, Кузнецов Д.В. Шумоподавление в системах распознавания речевых команд для дикторов с дефектами речи. Труды Междун. конгресс конференций «ИТО 2008» Москва, 6-9 ноября 2008г.

5.   Зарудный Д.И, Угрозов А.В. Программно — методическое обеспечение автоматизированной разработки информационно-образовательных web-порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Труды Междун. конгресс конференций «ИТО 2010» Москва, 3-4 ноября 2010г.

6.   Кудряшев А.В., Светашков П.А. Введение в современные веб-технологии, Москва, БИНОМ, 2010.
Электронное издание, интернет-магазин, Ссылка на е-книгу http://www.intuit.ru/shop/ebooks/product.xhtml?id=2493896

Дополнительные возможности: