Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ИТО-2012 \ Секции \ 3.1. - Дистанционное обучение

Авторы доклада:


сменить фотографию
Никуличева
Наталия Викторовна

Текст доклада:

К вопросу о качестве дистанционного обучения

Никуличева Наталия Викторовна (nikulicheva@mail.ru)

Федеральный институт развития образования (ФИРО), г. Москва

В выступлении речь пойдёт о трёх аспектах, составляющих качество дистанционного обучения (ДО): организация ДО, разработка учебных ресурсов для ДО и проведение дистанционных курсов. Кто несет ответственность за каждый аспект и как возможно улучшить результативность работы каждого участника дистанционного учебного процесса?

Вопросом качества ДО сегодня озадачены едва ли не все образовательные учреждения (ОУ), решившие несколько лет назад его организовать. Жалобы родителей и детей на некачественное ДО, а педагогов  на некачественные курсы повышения квалификации (ПК) по тематике ДО заставляют задуматься о том, из чего сегодня складывается качество ДО?

Рассмотрим 3 этапа внедрения ДО:

1.   Организация ДО в ОУ.

2.   Разработка учебных ресурсов для ДО.

3.   Проведение дистанционных курсов.

Качество организации ДО в ОУ находится в зоне ответственности администрации ОУ, которая не всегда может преодолеть ряд типичных проблем:

1.   Недостаточная осведомлённость руководства в области ДО и отсутствие стратегии его внедрения.

2.   Боязнь руководителя отрицательного результата инновации, неготовность к изменениям.

3.   Отсутствие главного инноватора.

Решением данных проблем может послужить несколько правил, которым стоит следовать для повышения качества организационного процесса ДО:

1.   Выявить инноватора и не мешать ему.

2.   Доверять специалистам в области ДО.

3.   Обучать кадры для ДО и создать единое инновационное пространство.

4.   Разработать схему повышения мотивации участников инновации.

Процесс проведения курсов ПК необходимо организовать максимально эффективно. Недавно проведённый опрос среди членов сетевого педагогического сообщества Интернет-государство учителей http://intergu.ru/ по теме «Нас интересует качество курсов ПК, и что мы хотим от курсов ПК: качества или удостоверения?» выявил следующие результаты:

1.   30% опрошенных высказались за качество курсов ПК, потому что это шаг к новому витку карьеры, к саморазвитию.

2.   40% опрошенных – за получение удостоверения, «чтобы администрация от меня отстала», а также указали в комментариях, что их записывают на курсы против их воли и заставляют учиться по тем темам, которые их не интересуют.

3.   30% – за то, что можно сходить поучиться – «если будет интересно, тогда закончу курс!»

Важно понимать, что организовывать ДО нужно только в ситуации востребованности (если есть ученики-инвалиды, артисты, спортсмены, кочевники, из малокомплектных школ, заключенные и т.д.), а не впрок.

Качество разработки учебных ресурсов для ДО – это профессиональная ответственность каждого автора-разработчика за свой курс. Несколько современных тенденций в подготовке дистанционного курса:

1.   В ходе обучения на дистанционном курсе учащийся должен не только знать, понимать, применять, но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.

2.   На этапе проектирования курса важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания, которые будут развивать именно эти умения.

3.   После подготовки заданий необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий). Материал теории для курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью.

4.   Важно ориентировать учащегося на получение результата – образовательного продукта, который в итоге оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по курсу.

Таким образом, ориентация учащегося не на получение суммы знаний по предмету, а на реальный результат в виде продукта позволит сделать обучение на курсе более осмысленным и придаст качество образовательному процессу.

Качество проведения дистанционных курсов – это профессиональная ответственность каждого преподавателя за результаты проведения своего курса. Несколько правил, важных для проведения курса ДО:

1.   Быстрая и качественная обратная связь (общение 1:1, 1:много, группы, открытые курсы (МООС)).

2.   Визуализация как учебного материала, так и самого учебного процесса (виртуальные среды, социальные сети, коммуникационные сервисы сети Интернет и т.д.)

3.   Доступность учебной среды «здесь и сейчас» — мобильные версии учебной среды, рассылки, виртуальные экскурсии, выполнение заданий «в поле» с возможностью размещения результатов на сайте курса и получение 100% обратной связи.

Таким образом, интерактивность и визуализация учебной деятельности может повысить качество ДО и создать дополнительную мотивацию для преподавателей и учащихся.

Дополнительные возможности: