Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

отраслевой профессиональный стандарт преподавателя дистанционного обучения

Никуличева Наталия Викторовна (nikulicheva@mail.ru), Хапаева Светлана Сергеевна (hapaeva@mail.ru)

ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), г. Москва

Успешное развитие ДО возможно только при наличии квалифицированных преподавателей ДО, проблема качественной подготовки которых сегодня стоит на первом месте среди проблем внедрения ДО в учебный процесс. С целью организации качественной подготовки дистанционных преподавателей ведётся работа над отраслевым профессиональным стандартом «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения».

Школа, колледж, вуз, институт повышения квалификации – учреждения всех уровней образования сегодня готовы внедрять дистанционное обучение (ДО), разрабатывать дистанционные курсы и электронные учебники, осваивать программное обеспечение, строить свою систему ДО, поэтому с каждым годом возрастает потребность в квалифицированных специалистах в области ДО: разработчики дистанционных курсов, педагоги ДО, организаторы учебного процесса ДО.

История развития должностного статуса преподавателя ДО в России насчитывает несколько этапов:

1.   Конкурс «Дистанционный учитель года» (с 1999 г.)

2.   Массовое появление курсов повышения квалификации для подготовки дистанционных преподавателей в образовательных организациях (2001-2005 гг.)

3.   Массовое появление научных описаний деятельности дистанционного преподавателя, выявление специфичных компетенций (2005-2010 гг.)

4.   Разработка квалификационной характеристики преподавателя ДО (2010 г.)

5.   Разработка отраслевого профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения» (с 2013 г.)

На основе разработанной в 2010 году Квалификационной характеристики преподавателя ДО, которая соответствует концепции утвержденного в августе 2010 года приказом Минздравсоцразвития РФ нового раздела Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования», сейчас создаётся отраслевой профессиональный стандарт преподавателя ДО.

Деятельность преподавателя ДО описывается согласно утвержденному Министерством труда и социальной защиты РФ макету профессионального стандарта и сопроводительному пакету документов (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/226).

Основная цель вида профессиональной деятельности педагога в области ДО: организация учебной деятельности обучающихся по освоению основных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ (дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных программ) с применением дистанционных образовательных технологий; обеспечение достижения дистанционными обучающимися нормативно установленных результатов образования.

Перечень обобщенных трудовых функций, возможных наименований должностей и квалификационно-должностных уровней (согласно уровням квалификации

http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/225) (см. таблицу 1):

Таблица 1

N п/п

Обобщенные трудовые функции

Возможные наименования должностей

Уровень квалификации

1.       

Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения.

 

Разработчик дистанционного курса

7

2.       

Преподавание учебной дисциплины (курса) дистанционно.

 

Преподаватель дистанционного обучения

7

Младший преподаватель дистанционного обучения

6

3.       

Организационно-техническое сопровождение взаимодействия дистанционного преподавателя с группой обучающихся.

Менеджер дистанционного обучения

6

 

Требования к профессиональному образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе преподавателя ДО:

·        высшее образование (магистр) по направлению «Педагогическое образование»;

·        дополнительное высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету).

Требования к опыту практической работы: стаж педагогической работы — не менее 2 лет.

Особые условия допуска к работе: свидетельство (сертификат) об окончании курсов повышения квалификации по направлению «Подготовка преподавателя дистанционного обучения», «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» и др. (в области электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

Обобщённые трудовые функции включают в себя трудовые функции, которые, согласно методическим требованиям подготовки стандартов (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/226) подробно расписываются по разделам:

·        трудовые действия;

·        необходимые умения;

·        необходимые знания;

·        другие характеристики.

Полная версия проекта стандарта будет представлена в презентации на конференции. Знакомство с проектом стандарта, возможно, побудит работников образования к высказыванию вопросов и замечаний, что крайне важно для разработчиков.

Надеемся, что данный методический материал, возможно, и не даст точных и конкретных ответов на некоторые вопросы, но будет полезен для педагогической деятельности в области ДО и поможет выстроить приемлемую для вашей организации стратегию внедрения и реализации такого важного и актуального инновационного процесса, как качественное дистанционное обучение.

Литература:

1.   Никуличева Н.В. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация. – Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 212 с.

2.   Никуличева Н.В. Описание специфики дистанционной деятельности преподавателя: предложения в новый профессиональный стандарт // Сборник тезисов докладов XХ конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2013». – Москва-Санкт-Петербург, 2013. – С. 155-159

http://www.relarn.ru/conf/index.html

3.   Никуличева Н.В. О структуре и содержании квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2012. – № 2(46) – С. 51-57. [Электронный ресурс]. URL:

http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/2(46)_2012_51.pdf

Дополнительные возможности: