Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

Графические органайзеры как средство обучения: дидактические функции и перспективы применения

Бойченко Галина Николаевна (galinaboychenko@gmail.com)

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (НФИ КемГУ), г. Новокузнецк

Дается определение графического (визуального) органайзера как средства обучения. Описываются основные типы графических органайзеров: последовательные, сравнения и сопоставления, иерархические, концептуальные и визуализации данных. Раскрываются основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством стратегии визуальных органайзеров.

Graphic organizers as learning tools: didactic functions and application prospects

Boychenko Galina (galinaboychenko@gmail.com)

Novokuznetsk Institute (Branch) of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Kemerovo State University» (KemSU), Novokuznetsk

Definition of graphic (visual) organizer as learning tool is given. Primary categories of graphic organizers (sequential, compare/contrast, hierarchical, conceptual, and data representation) are described. Key purposes for using graphic organizers strategy in educational process are revealed.

Графические (синоним – визуальные) органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними [2; 4; 7]. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.

Основные типы визуальных органайзеров:

1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:

·        шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;

·        блоковые диаграммы (в том числе блок-схемы) описывают порядок выполнения отдельных этапов алгоритма или процесса;

·        цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.

2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrast organizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:

·        диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств;

·        T-диаграммы отражают две стороны вопроса, например аргументы «за» и «против», плюсы и минусы, факты и мнения;

·        квадранты демонстрируют взаимосвязь между двумя множествами концептов.

3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:

·        треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;

·        деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.

4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):

·        ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;

·        концепт-карты используются для представления в явном виде наиболее релевантных взаимосвязей между множеством концептов с использованием разнообразных паттернов;

·        семантические сети – графическая нотация (и формальный язык), для разработки модели знаний предметной области, отражающей семантические (смысловые) взаимосвязи между концептами.

5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, гистограммы, круговые диаграммы, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.

Для построения визуальных органайзеров может быть использован широкий спектр компьютерных инструментальных средств, которые позволяют создавать когнитивные графические образы, обладающие следующими уникальными свойствами: наглядность, коммуникативность, когнитивность, информационная открытость, метафоричность, многомерность.

Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):

·        актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;

·        поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);

·        развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание (согласно таксономии Б. Блума [1]);

·        документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).

Стратегия графических органайзеров реализована нами в выполненном совместно с проф. Л.И. Кундозеровой проекте разработки учебного курса «Психология и педагогика» (http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/info), раскрывающего вопросы, составляющие основу научных, методологических и практических компетенций в области современного психолого-педагогического знания. Когнитивная графика, использованная в учебном курсе для повышения информационной плотности материала, позволяет получить системные представления в данной предметной области.

Широкие возможности графических органайзеров (генерирование, визуализация, структурирование идей в процессе изучения и организации информации, разрешения проблем, принятия решений [5; 6]) определяют перспективные области их применения в качестве одного из базовых дидактических средств, эффективно сочетающихся с технологиями проблемного, проектного и исследовательского обучения.

Литература:

1.  Clark, D. R. (2010) Bloom's Taxonomy of Learning Domains. Retrieved Feb 1, 2014 from http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/bloom.html

2.  Clarke, J. H. (1991). Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34(7), 526-534.

3.  Gallavan, N. P., & Kottler, E. (2007). Eight types of graphic organizers for empowering social studies students and teachers. The Social Studies, May/June 2007, 117-123.

4.  Longhi, Sarah (2006). Social Studies Graphic Organizers & Mini-Lessons. Scholastic Teaching Resources. New York: Scholastic Inc.

5.  Rosch, E. (1999). Principles of Categorization. In E. Margolis & S. Laurence (Eds.), Concepts: Core Readings (pp. 189-206). Cambridge, MA: MIT Press. Reprinted from (1978), E. Rosch & B. Lloyds (Eds.), Cognition and Categorization. Hillsdale, NJ: Laurence Erlbaum Associates.

6.  Sibbet, D. (2010). Visual Meetings: How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons.

7.  Teachers guide on the use of graphic organizers in the classroom. Educational Technology and Mobile Learning: A resource of educational web tools and mobile apps for teachers and educators. Retrieved Mar 1, 2014 from http://www.educatorstechnology.com/2012/06/teachers-guide-on-use-of-graphic.html

Дополнительные возможности: